В процессе учебы будущий медик осваивает множество дисциплин, неведомых ранее. Правильно выражать свои мысли, говорить отчетливо и понятно для всех, на самом деле, очень сложная задача. Эти простые действия требуют скоординированной работы нервной системы, слухового анализатора, мышц и голосовых связок. Когда появляются проблемы, особенно в детском возрасте, последствия могут быть очень серьезными, вплоть до торможения умственного развития. Поэтому проблемой с речью должен заниматься опытный логопед.
Содержание:
Кто такой логопед
Логопед (логос – от греческого «слово», пед – «учить») – это доктор, который учит человека правильно разговаривать, высказывать свои мысли, борется с дефектами речи.
Специалист занимается устранением различных дефектов речи у детей и взрослых. Логопед должен обладать следующими качествами:
- отзывчивость;
- высокая эрудиция;
- знание языка на высоком уровне;
- должны отсутствовать любые дефекты в произношении слов;
- уметь слушать пациента, не зависимо от уровня развития – будь то ребенок или взрослый;
- усидчивость;
- уделять большое внимание общению и устранению психологической травмы у ребенка или взрослого;
- врач должен любить детей, так как именно эта возрастная группа больше всего страдает от дефектов речи.
К проблеме каждого пациента нужно подходить творчески и очень скрупулезно. Много времени следует потратить на построение контакта между врачом и пациентом. Специалист использует следующие методы в работе:
- постоянное повторение слов, фраз, предложений в игровой форме;
- изучение на память простых и сложных слов;
- упражнения, повышающие внимание;
- построение логической цепочки между предложениями;
- создание ассоциаций для лучшего запоминания слов;
- упражнения, заставляющие пациентов добавлять необходимые предложения в текст, написание писем;
- чтение вслух на занятиях и дома;
- дыхательная гимнастика;
- выступление перед аудиторией, чтобы преодолеть страх и волнение;
- прослушивание большого количества песен, фильмов, сказок с простыми словами.
Большое значение в избавлении от дефекта речи имеет время, потраченное на занятия. Чем дольше и интенсивнее занимается человек, тем лучше будет результат.
Какие заболевания лечит логопед
Проблемы с речью можно выявить уже в первый период жизни ребенка. С 1-2 лет малыш должен издавать характерные звуки для конкретного периода жизни. Если родители замечают, что звуки непонятные или вовсе отсутствуют, или ребенок не отзывается на имя, нужно немедленно обратиться к врачу.
Логопед-дефектолог занимается устранением следующих заболеваний:
- афония – это отсутствие произношения звуков, когда пациент хочет разговаривать, создает в уме предложения, но не может их произнести;
- дисфония характеризуется нарушенным произношением звуков. Голос человека становится охриплым, осиплым, говорить приходится шепотом;
- дислалия возникает, когда ребенок не выговаривает определенные звуки, например, звук «р», «ш», «щ»;
- логоневроз – это произношение саккадированой речи. Иными словами, заикание. Причинами такого дефекта могут стать травмы головы, перенесенный в прошлом страх, испуг или стресс;
- тахилалия и брадилалия – состояние, когда нарушается скорость произношения слов;
- дислексия связана с трудностями в чтении и правописании, проблемами с грамотностью и математикой, вниманием;
- ринолалия, или гнусавость;
- нарушение слуха, всегда приводит к проблемам с речью. Чем раньше пропал слух, тем тяжелее восстановить речь;
- послеоперационные проблемы с произношением звуков.
В случае, когда проблема с речью связана с травмами, операциями, проблемами со слухом, логопед работает совместно с нейрохирургами, ЛОР-врачами, психотерапевтами.
Причины появления проблем с речью
Нарушения речи возникают вследствие следующих причин:
- наследственность. Если родители не выговаривают звуки «р», «щ», шепелявят – очень большой процент появления такой же проблемы и у детей;
- травмы во время родов. Повреждение головного мозга при родах. Использованием врачами акушерских щипцов, вакуум-экстрактора часто сказываются на здоровье ребенка. Возможно появление не только проблем с речью, но и угрожающих жизни состояний;
- ДЦП (детский церебральный паралич) поражает нервные волокна, и мышцы. Часто такие дети страдают нарушением речи и умственной отсталостью;
- травмы головы опасны образованием гематомы внутри черепа, что требует немедленной операции. После такой манипуляции появляются остаточные явления, нередко заикание, замедление речи, потеря памяти;
- средний отит, неврит слухового нерва резко ухудшают слух. Вследствие этого у взрослых и детей появляются трудности со звукообразованием. Они не слышат себя. Из-за этого нарушена обработка информации в мозгу, и пациент начинает терять нормальную речь;
- врожденная глухонемота может быть вызвана приемом матерью токсических таблеток, антибиотиков, вирусными заболеваниями во время беременности. Такие пациенты трудно поддаются лечению;
- операции на гортани при онкологии часто заканчиваются полным удалением этого органа. Отсутствие голосовых связок сводит на нет возобновление возможности говорить. Но занимаясь с логопедом, можно тренировать пищеводное образование звуков. Для этого нужно поменять тип дыхания и приложить много усилий и времени;
- стресс, внезапное ощущение страха может спровоцировать появление заикания;
- короткая уздечка языка может слегка нарушить произношение звуков в детстве, но по мере роста пациента дефект становится заметнее и бороться с ним тяжелее;
- инсульт провоцирует появление паралича лица, языка, как следствие искажение речи.
Для достижения результата пациент и логопед должны потратить немало усилий и времени. Важное место в этом длительном процессе занимает поддержка родственников, положительные эмоции и мотивация.
Когда нужно обращаться к логопеду с ребенком
Бывают родители, которые не замечают проблем со здоровьем у своих детей. Особенно часто так случается у первенцев, когда у отца и матери не было предыдущего опыта в воспитании ребенка.
К логопеду нужно обращаться в следующих случаях:
- знакомые и родственники замечают отсутствие реакции ребенка на имя и звуки;
- дитя, когда уже начинает говорить слова и предложения, не выговаривает некоторые звуки;
- если у ребенка короткая уздечка языка, которая должна быть надрезана врачом;
- когда дети не разговаривают до 3-5 лет или говорят только слогами;
- неправильное строение речи в школьном возрасте, перепутывание слов, значений;
- медленная или быстрая речь, непонятная для окружающих;
- после перенесенных операций на языке, глотке, голосовых связках, гортани;
- ДЦП.
Родителям следует знать некоторые особенности развития речи в детском возрасте:
- издавать первые звуки ребенок начинает в 6-10 месяцев.
- на первом году жизни малыш должен четко выговаривать некоторые звуки, первые слоги, понимать незамысловатые просьбы родителей;
- в полтора года от роду ребенок уже должен говорить «папа» и «мама»;
- в два года дитя четко выговаривает некоторые легкие слова и имена: «Аня», «я», «ты», «мы». Также понимает указания и просьбы мамы;
- до трех лет малышу понятно много общих значений, он может указать, где находится стол, что такое мяч, диван, кружка, посчитать до 10, знает свою фамилию;
- в 4 годика ребенок слушает сказки, может указать и назвать много бытовых предметов, имена родственников, учит коротенькие стихи.
При возникновении малейшей проблемы, лучше обратиться к логопеду сразу же. В детском возрасте промедление на пару месяцев может сыграть злую шутку и отразиться на дальнейшем здоровье.
Когда взрослые идут за помощью к логопеду
Заставить взрослого человека прийти к логопеду-дефектологу очень трудно. Обычно в этом возрасте уже произошли необратимые изменения, которые трудно поддаются лечению. Но никогда не нужно отчаиваться, всегда есть шанс улучшить речь и обрести уверенность в себе.
Помощь логопеда взрослому человеку необходима в таких случаях:
- перенесенные операции на голосовых связках, если возникает осиплость голоса, вовсе пропадает способность говорить;
- остаточные явления после инсульта и черепно-мозговой травмы;
- состояние после удаления гортани, когда полностью отсутствует возможность говорить;
- заикание;
- невозможность выговорить некоторые звуки;
- невнятная, быстрая или медленная речь, когда человеку требуется пребывать среди большого количества людей (певцы, ведущие, актеры, руководители предприятий, политики).
В таких случаях логопеды используют различные методики. Для избавления от проблем с речью подходят иглоукалывание, вырабатывание пищеводного дыхания при удалении гортани, физиотерапия, рефлексотерапия.
Стоит отметить, что взрослым намного тяжелее избавиться от неуверенной речи, волнения и голосовых дефектов. Но логопед-дефектолог может предложить новые методики, используя которые, можно забыть о проблемах с речью.
Какие обследования назначает логопед
Обследования у логопеда специфические. Не обязательно сдавать анализы крови и биохимию для того, чтобы определить наличие проблем с речью.
Специалист, при осмотре ребенка, имеет свой план по изучению возможных проблем у малыша. Диагностическая программа состоит в следующем:
- осмотр ротовой полости ребенка. При этом можно обнаружить короткую уздечку, патологию язычка, верхнего неба. Иногда возможны проблемы с носом, искривление перегородки, аденоиды;
- ребенку дают возможность поиграть, прислушиваются к речи;
- проверка слуха и внимания. Малышу дают звонкие игрушки и изучают реакцию. Шепотом говорят некоторые команды, просьбы и отмечают реакцию;
- определяют зрительное внимание, показывая различные цветные картинки, игрушки;
- умственные способности проверяют, предлагая ребенку посчитать количество игрушек, предметов, определить пору года, вспомнить название деревьев;
- изучают понимание речи других людей. Врач поручает ребенку простые задания и смотрит за выполнением;
- если ребенок учится в школе, то проверяют знание алфавита, сложных словосочетаний, тяжелых звуков и слогов;
- проверка качества чтения, быстроты и внятности производимых звуков.
Проблема с взрослыми состоит в том, что за многие годы дефект речи лишь укрепился и побороть в себе эту проблему человеку очень трудно. Занятия должны проходить ежедневно, к тому же пациент должен самостоятельно заниматься дома. Только в таком случае можно побороть неуверенность и устранить дефект речи.
Что советует логопед-дефектолог родителям
Ребенок будет правильно и всесторонне развиваться тогда, когда будет находиться в хорошем социальном и речевом окружении, получит образование и надлежащее воспитание с первых лет жизни.
Логопед дает следующие советы родителям:
- часто разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы;
- читать сказки, книги, образовательные журналы вместе с детьми;
- на прогулке находить интересные предметы, значение которых ребенок не знает. Рассказывать о них;
- говорить литературным языком, избегать употребления плохих слов;
- задавайте вопросы правильно, например: «Что ты делаешь, а не что делаешь?»;
- попросить ребенка, чтобы он описал предмет, слово, игру своими словами. Поправлять в случае неверного произношения;
- ежедневно изучать по пару новых слов. Например, части тела, предметы вокруг себя.
Как только родители заметят, какой-либо дефект речи, следует немедленно обратиться к логопеду за помощью.