Разговорная речь – отличительная черта человеческого организма, именно посредством фраз и обращений происходит социальная адаптация. Нарушение развития речевой сферы чаще всего возникает в детском возрасте, и с годами только прогрессирует. Одной из наиболее распространенных патологий является заикание или логоневроз (логоклония). Нарушение характеризуется перерывчатым произношением или многократным произношением отдельных звуков. Для назначения адекватного лечения заикания у детей необходимо определить причины появления данного заболевания.
Содержание:
В чем заключается патология заикания
Заиканием (логоклония, логоневроз) называют группу патологий, характеризующихся нарушением темпа, ритма и плавности речи. Чаще всего дебют заболевания припадает на возраст детей до 5-ти лет. Отличительная черта заикания – наличие множественных недлительных пауз в произносимых фразах, или звукоповторений.
По мнению ученых, логоклония является исключительно неврологической патологией, связанной с нарушением образования импульса в головном мозгу и проведением по нервным волокнам к исполнительным органам. Выбор способа, как избавиться от заикания, зависит от воздействия на структуры нервной ткани.
Нормальная речь ребенка начинает формироваться в возрасте до двух лет, когда появляются первые осмысленные слова и фразы: «дай», «мама», «баба» и др. В этом периоде происходит развитие моторного центра речи в лобной доле головного мозга. В клетках коры возникает электрический импульс, который проводится по миелинизированным нервным волокнам (седьмой, девятой, десятой и двенадцатой пары черепно-мозговых нервов) к мышцам гортани и глотки, мимическим мышцам лица и языку.
Образование звука происходит посредством сокращения голосовых связок и прохождению воздуха через суженое пространство. Кроме того, в постановке правильного произношения и придания интонационной окраски фразам помогают мимические мышцы лица, губ и языка.
Травматическое или токсическое повреждение структур нервной системы ведет к появлению патологической импульсации или замедленного проведения сигнала. Характерные симптомы нарушений речи также наблюдаются при задержке речевого развития.
Основные причины возникновения заикания
Неврологи и логопеды называют детское заикание – последствием комбинированного воздействия психологического и органического нарушения.
Не существует единого мнения о превалирующей причине возникновения патологии, поэтому выделяют несколько групп вероятных факторов.
Органические – связанные непосредственно с нарушением целостности и функциональной активности структур головного мозга и проводящих волокон |
|
Психологические - обусловлены повышенным давлением факторов внешней среды с последующей трансформацией во внутреннюю тревогу |
|
Социальные причины, которые связаны с нарушением приспособления к жизни в коллективе |
|
Кроме того, к причинам заикания у детей относятся генетическая предрасположенность: проведенные исследования показали, что у заикающихся родителей на 64% выше риск рождения ребенка с темпоритмическим нарушением.
Разновидности логоклонии
В зависимости от превалирующего нарушения нервно-мышечной регуляции речевой деятельности различают следующие виды заикания:
- Тоническое или спастическое. Возникает вследствие нервного блока: после поступления импульса на сокращение мышцы, не происходит своевременного расслабления. В таких случаях при заикании возникают паузы в словах и фразах. После 1-3 секунд спазм мышцы уходит, и ребенок может продолжить говорить.
- Клоническое или судорожное. Механизм развития данного варианта связан с возникновением патологического очага возбуждения в центре речи. Череда импульсов проходит по нервным волокнам к мышцам гортани и заставляет непроизвольно сокращаться. Такой вид сопровождается повторением детьми слогов и фраз, и звучит как «пара-ра-ра-воз». Когда контроль нервной системы над синтезом импульсов налаживается, возвращается нормальный темп и ритм речи.
- Смешанный тонико-клонический вариант. Характеризуется чередованием признаков предыдущих видов. Дети в таком случае одни фразы говорят с паузами, другие с повторением звуков.
Важно! Со временем выраженность превалирующей разновидности может меняться. Например, если в дошкольном возрасте преобладал тонический вариант с длительностью пауз 1-2 секунды, то в школе пауза составляет 3-4 секунды или возникает чаще
Возрастные особенности выраженности патологии
Заикание у детей дошкольного возраста часто связано с повышенной эмоциональной лабильностью ребенка. Такие дети капризны, много плачут, кричат и требуют. Кроме того, появление патологии зависит от выраженности информационной нагрузке на ребёнке. В самом раннем возрасте ключевую роль играют требования родителей повторять слова и звуки. Потом появляются многочасовые развивающие мультики и игры, которые на подсознательном уровне вклинивают символы и ассоциативные связи, создавая почву для появления заикания.
У дошкольников также выделяют отдельную психоневрологическую патологию – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Нарушение отличается импульсивностью реакций, небрежностью и невнимательностью. Чаще всего при такой патологии имеет место клонический вариант нарушения.
Похожим механизмом характеризуется формирование заикания у младших школьников. Дети попадают в новый коллектив, где необходимо заводить знакомства и общаться. Если ранее присутствовал слабый дефект речи, то в начальных классах выраженность симптомов только прогрессирует. Ухудшение объясняется появлением давления не только со стороны родителей, но и большого количества сверстников. Кроме того, сохраняется роль информационной нагрузки. Родители поддаются новому модному веянию, чтобы их ребенок в пять-шесть лет начинал одновременно изучать несколько иностранных языков.
Заикание у подростков чаще всего связано с приобретенными пороками: черепно-мозговой травмой или перенесенными в детстве заболеваниями (спазмофилия – судорожная патология, вызванная недостатком кальция в крови, рахит и др). Кроме того, важную роль играет социальное взаимодействие и то, в какой коллектив попадает ребенок. Дети подросткового возраста отличаются максимализмом и психологической ранимостью, поэтому насмешки друзей над заикающимися только усугубляют выраженность дефекта.
Диагностика заикания
Постановка диагноза нарушения темпа и ритма речи не составляет сложности для доктора. Однако использование инструментальных исследований и консультаций смежных специалистов необходимо для определения основной причины невротического заикания.
Рекомендуются следующие методы диагностики:
- Ультразвуковое исследование головного мозга (нейросонография) через большой родничок. Проводится детям в первые годы жизни (родничок закрывается до 1,5 года) для исключения врожденных аномалий и кефалогематомы (кровоизлияние в полости черепа, вызванное родовой травмой).
- Оториноларингологическое исследование. ЛОР-врач с помощью специальных инструментов осматривает глотку и гортань, чтобы диагностировать наличие органических повреждений.
- Детский врач-невролог занимается изучением адекватности сухожильных реакций, симметричности движений мимических мышц, языка для определения патологий нервной системы. Основная задача – исключить грубую неврологическую симптоматику, связанную с острыми или неизлечимыми состояниями (детский церебральный паралич, кровоизлияние в ткань мозга).
- Детский психиатр занимается диагностикой поведенческих реакций ребенка. При наличии связи между заиканием и нарушением психической сферы, ребенку назначается специализированное лечение.
Кроме того, в старшем возрасте используются лучевые способы визуализации структур головного мозга и черепно-мозговых нервов для определения последствий травм и соматических заболевания. Выбор способа, как помочь заикающемуся малышу, зависит от диагностированных изменений.
Важно! Назначение исследований и консультаций смежных специалистов проводится лечащим доктором
Методы лечения логоклонии
Лечение заикания у детей проводится одновременно несколькими специалистами. Наибольшей эффективностью обладает сочетание разнонаправленных методов устранения патологии. Различают следующие варианты терапии:
- Логопедическая, при которой наибольшее внимание уделяется постановке правильного произношения звуков (артикуляция). В своей практике логопеды используют различные упражнения для мимических мышц или общую дыхательную гимнастику для направления потоков воздуха и, таким образом, можно убрать заикание.
- Психологический. Метод трансформирует мотивы и стремление ребенка в способ преодоления «внутреннего блока», вызванного сильным эмоциональным потрясением или страхом.
- Физиотерапевтические процедуры. Хорошим эффектом обладает влияние ультразвука[E2] , или местное применение высокочастотного излучения на биологически активные точки ладошек и ступней. Кроме того, от заикания, что возникает во время эмоционального напряжения, избавляет расслабляющий массаж области шеи и головы.
- Медикаментозное лечение. Применение химических соединений обусловлено улучшением кровоснабжения всех участков коры головного мозга, доставки кислорода и питательных веществ, а также улучшением нервно-мышечной проводимости. Назначить препараты ноотропов может только лечащий врач. Наиболее применяемые из современных лекарственных средств: Ноотропил, Фенибут, Пантогам, Пирацетам и др.
Важно! Перед тем, как лечить малыша препаратом, необходимо взвесить ценность и риск развития побочных эффектов
Нетрадиционные методы терапии заикания
Самые лучшие результаты в коррекции заикания у детей дошкольного возраста показали методики нетрадиционной терапии, которые воспринимаются ребенком как игра.
Наиболее используемые варианты лечения:
- Пение – доказано, что дети, которые заикаются при разговоре, не допускают нарушений при пении. Такой результат обусловлен переключением сознательных попыток контролировать речь на поддержание ритма и мелодичности. Другими словами, дети переключаются и забывают о своем недуге.
- Сказкотерапия. Используется два варианта метода: чтение обучающих сказок или небольшае театральная интерпретация сюжета ребенком. В форме игры произношение фраз не сопровождается внутренним напряжением. Поэтому появляется возможность корректировать интонацию, темп и плавность речи, что помогает бороться с длительными паузами и повторениями.
- Терапия песком, как и другие способы (дельфино-терапия, ипотерапия, арт-терапия), направлены на отвлечение ребенка от мыслей «как убрать свой дефект», расслабиться и позволить речи литься свободно.
Решением о том, можно ли комбинировать вышеперечисленные варианты коррекции речевых нарушений, занимается логопед и детский невролог.
Правильным ответом на вопрос родителей «Как вылечить заикание у ребенка?» будет только налаженная работа команды: врач, семья, педагог. Стоит помнить, что даже такие известные люди, как Уинстон Черчилль и Мэрилин Монро тоже заикались, однако упорным трудом смогли побороть дефект.
Добавить комментарий