Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, которые возникают в период родов и непосредственно после них. Заболевание проявляется патологией движений, положения тела в пространстве и координации. У трети детей с ДЦП страдает уровень интеллекта, а у 80% наблюдаются нарушения речи. Характеристика речевых нарушений при ДЦП и степень их выраженности зависят от участка и тяжести поражения головного мозга. В дальнейшем первичные нарушения ведут к замедлению формирования коры, которая берет непосредственное участие в речи ребенка.
Содержание:
Причины и формы ДЦП
Учеными доказано влияние большого количества факторов на возникновение детского церебрального паралича. Их действие припадает как на саму беременность, так и на процесс родов и неонатальный период жизни ребенка (первый месяц). Эта патология возникает у двух детей из тысячи, но чаще у мальчиков. В группу риска попадают дети, рожденные преждевременно. Повреждения при ДЦП возникают в разных участках головного мозга: коре, подкорке, капсулах или стволе. Этому способствуют такие причины:
- хронически сниженное поступление кислорода к плоду (дистресс-синдром плода);
- аномалии развития головного мозга;
- резус или групповой конфликт между кровью матери и плода с развитием желтухи;
- родовые травмы;
- внутриутробные инфекции плода, чаще вирусные (герпес, краснуха, токсоплазмоз и другие);
- тяжелые инфекции, возникающие у ребенка уже после рождения;
- влияние на головной мозг токсических веществ (тяжелые металлы, такие как ртуть и свинец, медицинские препараты);
- генетические факторы;
- множественные плоды (двойня, тройня).
Важно! Обследования во время беременности с целью устранения причинных факторов – основной метод профилактики ДЦП.
В зависимости от того, какой участок мозга поражается, и какая возникает симптоматика, различают несколько форм детского церебрального паралича.
Форма |
Особенности |
Спастическая тетраплегия |
Одна из тяжелейших форм ДЦП. Характерен паралич (полное отсутствие движений) или парез (снижение силы) всех четырех конечностей, псевдобульбарный синдром (нарушение речи и глотания), сниженный интеллект и зрение. |
Спастическая диплегия |
Самая распространённая форма ДЦП. В большей степени поражаются мышцы ног. Псевдобульбарный синдром, нарушение зрения и речи тоже присутствуют. Интеллект снижен умеренно |
Гемиплегическая форма |
Поражена одна половина тела, рука страдает сильнее, чем нога. Возможно наличие задержки в психическом и речевом развитии. |
Дискинетическая форма |
В клинической картине преобладают гиперкинезы (внезапные ошибочные движения в определенных группах мышц), нарушение речи, слуха, зрения. Интеллект зачастую не нарушен |
Атаксическая форма |
Характеризуется нарушением координации движений, дрожанием (тремором), нарушением речи, патологически сниженным мышечным тонусом. Задержка интеллекта в редких случаях |
Смешанные |
Объединяет симптомы нескольких форм ДЦП |
Неуточненная форма |
Симптомы не укладываются ни в одну из форм |
Каждой из этих форм свойственен свой уровень социальной адаптации. И он тем выше, чем менее выражены спастические парезы и параличи, и чем развитее интеллект ребенка.
Речевые нарушения при ДЦП
У детей с ДЦП нарушения речи возникают вследствие двух основных причин. Первая – это непосредственное поражение структур мозга, отвечающих за речь и правильное функционирование речевого аппарата. А вторая – нарушение созревания других участков мозга, которое в норме происходит с взрослением ребенка и приобретением им речевых навыков. Часто родители таких детей совершают ошибку в воспитании – делают большинство вещей вместо ребенка. Это не дает ему самостоятельно приобретать различные умения, которые в дальнейшем помогут ему социально адаптироваться. Речевые нарушения напрямую связаны с двигательными. В связи с патологическими рефлексами и нарушением артикуляции, даже при сохраненном интеллекте говорить таким детям труднее, чем здоровым.
Нарушения речи при ДЦП проявляется чаще в таких формах:
- дизартрия;
- алалия;
- дислексия;
- дисграфия;
- анартрия;
- другие (заикание, мутизм).
Часто задержка речевого развития сочетается с отставанием в психической сфере. У ребенка с психическими нарушениями ухудшается поступление и обработка полученной из внешней среды информации. Это способствует развитию дефицита знаний и дальнейшим прогрессирующим расстройством речи.
Клиника речевых нарушений
У детей, страдающих на ДЦП, значительно повышен тонус мышц, что ведет к нарушению звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры, которая также отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным. У таких детей речь невнятна, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Дети говорят медленно, им трудно формировать предложения, воспринимать на слух обращенную речь. Словарный запас зачастую очень беден и не соответствует возрасту, особенно если с ребенком мало занимались.
Ранние признаки нарушений речи заметны у детей с первого года жизни: они позднее сверстников начинают «агукать», повторять слоги, долго не говорят или совсем не начинают это делать. Такая тенденция без вмешательства сохраняется и в дальнейшем, перерастая в более серьезные дефекты.
Дизартрия – это нарушение речи, возникающее в связи с неправильной иннервацией мышц, которые берут участие в образовании звуков. Понимание речи при этом не нарушено, страдает сама возможность говорить.
Алалия может быть моторной и сенсорной. При моторной алалии поражаются все аспекты речи, а при сенсорной искажено понимание обращенных слов.
Дислексия и дисграфия – невозможность читать и писать. Это нарушение проявляется уже в старшем возрасте как следствие неправильного понимания и воспроизведения устной речи.
Анартрия – полное отсутствие речевых навыков. Это самая тяжелая форма нарушений речи у детей с ДЦП.
Коррекция нарушений речи при ДЦП
Подход к лечению нарушений речи при детском церебральном параличе требует комплексной работы со стороны логопеда-дефектолога, невролога и психолога. Желательно начать занятия как можно раньше, так как нервная система малыша более гибкая, чем, например, подростка.
Совет врача. Обращение к логопеду в возрасте до пяти лет увеличит шансы на успешную социальную адаптацию ребенка.
Главную роль в коррекции речи играет работа с логопедом. Методика лечения во многих случаях подбирается индивидуально и напрямую зависит от степени нарушений, уровня интеллекта, участка, на котором поражена центральная нервная система. Врач работает в таких основных направлениях:
- логопедическая гимнастика, направленная на нормализацию работы артикуляционного аппарата;
- логопедический массаж, помогающий активизировать речевые центры;
- создание у пациента желания разговаривать;
- расширение словарного запаса, как активного, так и пассивного;
- освоение элементарных грамматических критериев;
- коррекция звуковоспроизведения;
- активизация внимания ребенка.
При роботе над постановкой речи важно правильное дыхание. Улучшают его с помощью простых приемов: надувание воздушных шаров, передвижение легких предметов (бумажек, ватных шариков) потоком воздуха. Хорошие результаты при коррекции речи показывает чтение вслух всевозможных сказок и стихов. Звукопроизношение тренируют путем подражания разным звукам, изолированного повторения каждого из них. Лечение проходит в форме игры, в которую обязательно залучаются родители ребенка. Сложно переоценить роль мамы и папы, которая состоит также в формировании у малыша навыков общения, развитии у него творческих способностей. Робота над коррекцией речи должна быть поэтапной и ежедневной, только тогда она даст видимые результаты. Помогите ребенку понять, что его болезнь – не приговор, и он обязательно найдет себя.
В комплексе нарушений при ДЦП дефекты речи занимают важное место. Дети часто страдают от невозможности общаться со сверстниками, учится в школе, реализовать себя в жизни. Ошибки в лечении и воспитании ребенка с ДЦП ведут к отставанию в приобретении навыков, в том числе и речевых. Поэтому важно сформировать у малыша потребность говорить, выражать свои нужды с помощью языка. Умение словами выражать свои мысли и чувства делает человека частью общества. При некоторых формах ДЦП возможна нормализация речи до уровня, позволяющего нормально общаться. Работа коллектива из врачей и родителей поможет ребенку достигнуть максимально возможной адаптации в окружающей среде и минимально травмировать хрупкую детскую психику.
Добавить комментарий