Полиморфное нарушение звукопроизношения – это один из видов дислалии (картавости), проявляющееся расстройством произношения нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5-ти лет при сохраненном интеллекте, иннервации и целостности органов артикуляции. Дислалия – самая распространенная логопедическая патология. По статистике около 53% детей дошкольного возраста 5-6 лет, 20-30% 7-8 лет и 1% взрослого населения страдают этим нарушением. Нарушение звукопроизношения на сегодняшний день имеет тенденцию к полиморфизму и чаще приводит к нарушению письма.
Содержание:
Виды нарушений звукопроизношения
Классификация нарушений звукопроизношения выделяет следующие формы:
- Механическая (органическая) – характеризуется наличием врожденного или приобретенного структурного дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции высшей нервной деятельностью.
- Функциональная форма ставится, когда исключена морфологическая патология ЦНС и органов речевого аппарата, при наличии симптомов дислалии. В ней выделяют моторную и сенсорную. Первая обусловлена нейромолекулярным сдвигом в центре произношения из-за чего движения губ, языка, щек и других органов артикуляции несколько затруднено. Сенсорная – проявление нейродинамического потрясения в теменной области, которая отвечает за звуковосприятие.
- Физиологическая – транзиторная форма дислалии всего человечества, которая в норме проходит сама до 5-ти летнего возраста.
- Мономорфная форма – простое нарушение звукопроизношения, которая затрагивает до 4-х звуков из одной группы, например, свистящих.
- Полиморфное нарушение звукопроизношения – это сложная форма, при которой страдает больше 4-х звуков и может быть из разных звуковых групп.
Дислалия – это, прежде всего, патология активного и пассивного орального аппарата речи, в который входит язык, губы, щеки, зубы, твердое небо и т.д. Однако нарушение звукопроизношения нередко возникает на фоне структурных или функциональных патологий других анализаторов. Таким образом, дислалия бывает:
- Артикулярно-фонетическая.
- Акустико-фонематическая.
- Артикулярно-фонематическая.
Также дислалия в логопедии делится по фонетической классификации. В ней патология делится в зависимости от проблемного звука.
- Сигматизм – наиболее частая форма дислалии, которая проявляется нарушением свистящих и шипящих звуков (ш, ж, щ и с, з). Отдельно проявляется, как щечный, межзубный, губной сигматизмы и затруднения в произношении тех же звуков парасигматизмы.
- Нарушение произношения сонорных звуков, к которому относятся ламбдаизм и праламбдаизм, ротацизм, и параротацизм. Первая форма характеризуется расстройством воспроизведения звуков «л» и «ль». Ротацизм – нарушение произношения звука «р».
- Нарушения создания заднеязычных звуков – сюда входи гамма-, каппацизм, и хитизм (дефект произношения звуков «к, кь, г, гь, х, хь»).
- Йоттацизм – нарушение произношения букв, содержащих звук «й»: «я», «ю».
- Дефект звонкости – замена звонких согласных глухими и наоборот.
- Дефект мягкости – замена мягких согласных твердыми и наоборот.
Причины возникновения дислалии
Причины возникновения дислалии бывают органические, функциональные и биологические. К первой категории относятся заболевания, которые приводят к морфологическому повреждению речевого аппарат. Наиболее частыми причинами этого являются:
- Аномалии строения губ и языка. К данным дефектам относятся микро- и макроглоссия (маленький и большой язык), коротка уздечка верхней губы или в подъязычной области. Короткая языковая связка проявляется нарушением в воспроизведении верхних звуков. Микро- и макроглоссия характерны для детей с генетическими мутациями, например, при синдроме Дауна.
- Неправильное строение костного каркаса аппарата артикуляции. Данная категория включает в себя неправильный прикус (прогения и прогнатия). Дефект зубных рядов (диастема, аномально редкие, а также мелкие зубы), нефизиологичную форму твердого неба (готическое). Описанные нарушения могут быть врожденными или приобретенными.
Функциональная патология возникает на фоне негативных социальных условий. К ним относятся:
- Билингвизм – эта причина полиморфного нарушения звукопроизношения реализуется через чрезмерную загрузку нервной системы ребенка. Особенно сильно заметно в семьях, где в языке одного из родителей искажаются звуки, например, во французском «р».
- Педагогическая запущенность – недостаток внимания, воспитания родителями детей.
- Отсутствие правильной речи у родителей – дислалия в данном случае, обусловленная постоянным подражанием детьми своим родителям, которые плохо говорят.
Кроме того, к функциональным относят неправильную артикуляцию и нарушение фонематического слуха при сохраненном фонетическом. Причины патологии обусловлены общей соматической (физической, неврологической) ослабленностью. Чаще всего такие состояния возникают при хронических заболеваниях.
Симптомы дислалии и дифференциальная диагностика с дизартрией
Симптомы больного оцениваются врачом-логопедом. Во внимание берутся все дефекты звуковоспроизведения (пропуски, искажения, замены, смешения).
- Под пропусками подразумевается полное выпадение звука на любом участке предложения или слова. Дислалия характеризуется выпадением звуков с различных звуковых групп. Если ребенку, время от времени удается уместно употребить определенный звук, то речь идет о смешанной дислалии, которая возникает при недостаточном усвоении фонетических структур.
- Искажение – это неправильная механическая работа органов артикуляции, в результате чего фоны произносятся неправильно, например, при межзубном или боковом способе создания звука «с».
Такие виды нарушений звукопроизношения, как функциональная и механическая дислалия, тоже имеют свои особенности. Первая характеризуется неправильным произношением одного или нескольких звуков в одной группе. В свою очередь, как механическая форма зачастую имеет несколько звуковых расстройств из разных групп.
Не стоит путать дислалию с нарушением звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии. Последняя представляет собой императивные гиперкинезы мышц артикуляционного аппарата. При этом язык буквально сворачивается в трубочку, а общее состояние пациента напряженное. Кроме того, представленная форма проявляется расстройствами эмоционально-волевой сферы и мимики. Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое в отличие от дислалии связано с поражением подкорковых структур. При этом в речевом аппарате возникают гипертонус и патологическая импульсация в головной мозг.
Нарушение звукопроизношения у детей можно диагностировать после достижения пятилетнего возраста. Во внимание берется разговорная и письменная речь ребенка.
Диагностика и лечение нарушений звукопроизношения
Диагностика полиморфного нарушения звукопроизношения базируется на клинической картине пациента, инструментальных методах исследования и консультации психолога и оториноларинголога. Клиническая картина у детей с представленной патологией в 90% случаев проявляется исключительно речевым дефектом. Остальные 10% детей имеют неврологическую симптоматику, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность.
Инструментальные методы применяются для определения анатомического дефекта органов речи, органической и функциональной патологии головного мозга. Очень важна консультация ЛОР-врача, так как большое количество заболеваний ротовой полости, ушей вызывают нарушение звукопроизношения. Психолог необходим, для определения, возможной психологической травмы.
Дислалия практически не требует серьезных медикаментозных вмешательств и легко устраняется работой одного логопеда. Однако, в некоторых случаях, когда существуют врожденные или приобретенные анатомические дефекты речевого аппарата, может понадобиться операция. В лечении дислалии лучшим методом является профилактика, которая достигается путем правильного воспитания и постоянного общения с ребенком.
Добавить комментарий