Нарушения речи при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, которые возникают в период родов и непосредственно после них. Заболевание проявляется патологией движений, положения тела в пространстве и координации. У трети детей с ДЦП страдает уровень интеллекта, а у 80% наблюдаются нарушения речи. Характеристика речевых нарушений при ДЦП и степень их выраженности зависят от участка и тяжести поражения головного мозга. В дальнейшем первичные нарушения ведут к замедлению формирования коры, которая берет непосредственное участие в речи ребенка.

Причины и формы ДЦП

Учеными доказано влияние большого количества факторов на возникновение детского церебрального паралича. Их действие припадает как на саму беременность, так и на процесс родов и неонатальный период жизни ребенка (первый месяц). Эта патология возникает у двух детей из тысячи, но чаще у мальчиков. В группу риска попадают дети, рожденные преждевременно. Повреждения при ДЦП возникают в разных участках головного мозга: коре, подкорке, капсулах или стволе. Этому способствуют такие причины:

  • хронически сниженное поступление кислорода к плоду (дистресс-синдром плода);
  • аномалии развития головного мозга;
  • резус или групповой конфликт между кровью матери и плода с развитием желтухи;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции плода, чаще вирусные (герпес, краснуха, токсоплазмоз и другие);
  • тяжелые инфекции, возникающие у ребенка уже после рождения;
  • влияние на головной мозг токсических веществ (тяжелые металлы, такие как ртуть и свинец, медицинские препараты);
  • генетические факторы;
  • множественные плоды (двойня, тройня).

Важно! Обследования во время беременности с целью устранения причинных факторов – основной метод профилактики ДЦП.  

В зависимости от того, какой участок мозга поражается, и какая возникает симптоматика, различают несколько форм детского церебрального паралича.

Форма

Особенности

Спастическая тетраплегия

Одна из тяжелейших форм ДЦП. Характерен паралич (полное отсутствие движений) или парез (снижение силы) всех четырех конечностей, псевдобульбарный синдром (нарушение речи и глотания), сниженный интеллект и зрение.

Спастическая диплегия

Самая распространённая форма ДЦП. В большей степени поражаются мышцы ног. Псевдобульбарный синдром, нарушение зрения и речи тоже присутствуют. Интеллект снижен умеренно

Гемиплегическая форма

Поражена одна половина тела, рука страдает сильнее, чем нога.  Возможно наличие задержки в психическом и речевом развитии.

Дискинетическая форма

В клинической картине преобладают гиперкинезы (внезапные ошибочные движения в определенных группах мышц), нарушение речи, слуха, зрения. Интеллект зачастую не нарушен

Атаксическая форма

Характеризуется нарушением координации движений, дрожанием (тремором), нарушением речи, патологически сниженным мышечным тонусом. Задержка интеллекта в редких случаях

Смешанные

Объединяет симптомы нескольких форм ДЦП

Неуточненная форма

Симптомы не укладываются ни в одну из форм

Каждой из этих форм свойственен свой уровень социальной адаптации. И он тем выше, чем менее выражены спастические парезы и параличи, и чем развитее интеллект ребенка.

Речевые нарушения при ДЦП

 У детей с ДЦП нарушения речи возникают вследствие двух основных причин. Первая – это непосредственное поражение структур мозга, отвечающих за речь и правильное функционирование речевого аппарата. А вторая – нарушение созревания других участков мозга, которое в норме происходит с взрослением ребенка и приобретением им речевых навыков. Часто родители таких детей совершают ошибку в воспитании – делают большинство вещей вместо ребенка. Это не дает ему самостоятельно приобретать различные умения, которые в дальнейшем помогут ему социально адаптироваться. Речевые нарушения напрямую связаны с двигательными. В связи с патологическими рефлексами и нарушением артикуляции, даже при сохраненном интеллекте говорить таким детям труднее, чем здоровым.

Нарушения речи при ДЦП проявляется чаще в таких формах:

  • дизартрия;
  • алалия;
  • дислексия;
  • дисграфия;
  • анартрия;
  • другие (заикание, мутизм).

Часто задержка речевого развития сочетается с отставанием в психической сфере. У ребенка с психическими нарушениями ухудшается поступление и обработка полученной из внешней среды информации. Это способствует развитию дефицита знаний и дальнейшим прогрессирующим расстройством речи.

Клиника речевых нарушений

Ребенок с детским церебральным параличом (www.u-mama.ru)
Ребенок с детским церебральным параличом (www.u-mama.ru)

У детей, страдающих на ДЦП, значительно повышен тонус мышц, что ведет к нарушению звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры, которая также отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным. У таких детей речь невнятна, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Дети говорят медленно, им трудно формировать предложения, воспринимать на слух обращенную речь. Словарный запас зачастую очень беден и не соответствует возрасту, особенно если с ребенком мало занимались.

Ранние признаки нарушений речи заметны у детей с первого года жизни: они позднее сверстников начинают «агукать», повторять слоги, долго не говорят или совсем не начинают это делать. Такая тенденция без вмешательства сохраняется и в дальнейшем, перерастая в более серьезные дефекты.

Дизартрия – это нарушение речи, возникающее в связи с неправильной иннервацией мышц, которые берут участие в образовании звуков. Понимание речи при этом не нарушено, страдает сама возможность говорить.

Алалия может быть моторной и сенсорной. При моторной алалии поражаются все аспекты речи, а при сенсорной искажено понимание обращенных слов.

Дислексия и дисграфия – невозможность читать и писать. Это нарушение проявляется уже в старшем возрасте как следствие неправильного понимания и воспроизведения устной речи.

Анартрия – полное отсутствие речевых навыков. Это самая тяжелая форма нарушений речи у детей с ДЦП.

Коррекция нарушений речи при ДЦП

Работа логопеда с ребенком (www.reacenter.ru)
Работа логопеда с ребенком (www.reacenter.ru)

Подход к лечению нарушений речи при детском церебральном параличе требует комплексной работы со стороны логопеда-дефектолога, невролога и психолога. Желательно начать занятия как можно раньше, так как нервная система малыша более гибкая, чем, например, подростка.

Совет врача. Обращение к логопеду в возрасте до пяти лет увеличит шансы на успешную социальную адаптацию ребенка.

Главную роль в коррекции речи играет работа с логопедом. Методика лечения во многих случаях подбирается индивидуально и напрямую зависит от степени нарушений, уровня интеллекта, участка, на котором поражена центральная нервная система. Врач работает в таких основных направлениях:

  • логопедическая гимнастика, направленная на нормализацию работы артикуляционного аппарата;
  • логопедический массаж, помогающий активизировать речевые центры;
  • создание у пациента желания разговаривать;
  • расширение словарного запаса, как активного, так и пассивного;
  • освоение элементарных грамматических критериев;
  • коррекция звуковоспроизведения;
  • активизация внимания ребенка.

При роботе над постановкой речи важно правильное дыхание. Улучшают его с помощью простых приемов: надувание воздушных шаров, передвижение легких предметов (бумажек, ватных шариков) потоком воздуха. Хорошие результаты при коррекции речи показывает чтение вслух всевозможных сказок и стихов. Звукопроизношение тренируют путем подражания разным звукам, изолированного повторения каждого из них. Лечение проходит в форме игры, в которую обязательно залучаются родители ребенка. Сложно переоценить роль мамы и папы, которая состоит также в формировании у малыша навыков общения, развитии у него творческих способностей. Робота над коррекцией речи должна быть поэтапной и ежедневной, только тогда она даст видимые результаты. Помогите ребенку понять, что его болезнь – не приговор, и он обязательно найдет себя.

В комплексе нарушений при ДЦП дефекты речи занимают важное место. Дети часто страдают от невозможности общаться со сверстниками, учится в школе, реализовать себя в жизни. Ошибки в лечении и воспитании ребенка с ДЦП ведут к отставанию в приобретении навыков, в том числе и речевых. Поэтому важно сформировать у малыша потребность говорить, выражать свои нужды с помощью языка. Умение словами выражать свои мысли и чувства делает человека частью общества. При некоторых формах ДЦП возможна нормализация речи до уровня, позволяющего нормально общаться. Работа коллектива из врачей и родителей поможет ребенку достигнуть максимально возможной адаптации в окружающей среде и минимально травмировать хрупкую детскую психику.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним

** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям


Статьи по теме


Аспекты полиморфного нарушения звукопроизношения

Аспекты полиморфного нарушения звукопроизношения

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это один...

Строение речевого аппарата, этиология и патогенез заикания

Строение речевого аппарата, этиология и патогенез заикания

По данным мировой статистики, частота речевых...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Речь существенно облегчает жизнь человека, помогает...

Нарушение темпа речи: обзор проблемы

Нарушение темпа речи: обзор проблемы

В повседневной жизни большинство людей редко обращает...

Причины и виды нарушения речи у взрослых

Причины и виды нарушения речи у взрослых

Расстройство разговорной функции у взрослого...