Современная классификация нарушений речи

Навыки устного общения относятся к высшим психическим функциям и являются характерной эволюционной чертой человека. Регуляция процесса производится тонкими структурами коры головного мозга различной локализации. Нарушения звукопроизношения - группа наиболее распространенных патологий детей дошкольного возраста, для которых нет единой причины. Классификация речевых нарушений выделяет более 40 вариантов расстройств. Диагностика и корригирующая программа определяется клиническими характеристиками дефекта и особенностями проявлений у больного.

Речевые нарушения – что это такое

Нормальное формирование устной речи человека зависит от сбалансированного развития трех компонентов:

  • Лексический или «словарный», что характеризуется наличием достаточного количества слов активного и пассивного словаря.
  • Фонетико-фонематический или «звуковой», который является характеристикой артикуляционного аппарата человека, отражает способность произносить фонемы.
  • Грамматический – определяет правильность употребления звуков и слов и расположения слов в предложениях.

Нарушения речи – объективные изменения навыков общения, которые возникают при поражении одного или всех компонентов речи и влияют на социальное развитие человека. Группа расстройств характеризуется разнообразием клинической симптоматики: от полного отсутствия речи (афония) до словесного недержания (логорея).

Педагогическая тактика определяется вариантом патологии, поэтому логопеды с целью постановки диагноза и выбора коррекции применяют современные классификации речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

 Схема оценки нарушения речи в клинической классификации (фото: www.plam.ru)
Схема оценки нарушения речи в клинической классификации (фото: www.plam.ru)

Первой в логопедической практике появилась клиническая классификация (клинико-педагогическая) расстройств речи. Выделение основных вариантов основано на психолого-лингвистических показателях развития навыков общения. Характеристика расстройства проводится в соответствии с морфологическим субстратом повреждения в нервной системе и структуры нарушения:

  • Письменная или устная форма.
  • Расстройство сенсорного (восприятия) или продуктивного (воспроизведения) типа.
  • Этап продуктивной деятельности. Операции устного или письменного воспроизведения речи реализуется на этапах внутреннего и внешнего синтеза.
  • Нарушение семантического и грамматического оформления речи.

Основные варианты расстройств согласно клинической классификации представлены в форме таблицы.

Форма речи

Вариант нарушенного оформления (компонента речи)

Вид расстройства и его характеристика

Устная

Фонационный

  • Дислалия – специфическое расстройство речевой артикуляции, что характеризуется неправильным оформлением или искаженным звукопроизношением у детей с нормальным слухом и иннервацией речевого аппарата.
  • Тахилалия – ускоренный темп речи, при котором возникают заминки в словах, «потеря» отдельных звуков.
  • Брадилалия – замедление темпа речи.
  • Ринолалия (гнусавость) – изменение тембра голоса вследствие анатомических дефектов.
  • Заикание – темпо-ритмическое расстройство речи, что возникает при высокой судорожной готовности мышц голосового аппарата (голосовых связок, языка)

 

Структурно-семантический

  • Алалия – отсутствие или недоразвитие всех компонентов речи, морфологическим субстратом чего является внутриутробная или врожденная патология развития нервной системы ребенка.
  • Афазия – приобретенная утрата речевых навыков в процессе жизнедеятельности. Возникает вследствие очагового поражения головного мозга

Письменная

 

  • Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое характеризуется не распознаванием букв, искажением понимания написанного текста при нормальном зрении и интеллекте.
  • Дисграфия – нарушение процесса письма. Искажаются буквосочетания в словах, допускаются ошибки в формировании пространственного образа буквы

Современная клиническая классификация составлена по этиопатогенетическим критериям, сопоставляя вариант патологии с областью повреждения структур нервной системы или исполнительных органов.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

В логопедической практике чаще используется педагогическая классификация нарушений речи. Система разработана Р.Е. Левиной, основываясь на особенностях логопедических приемов в коррекции дефектов. Современный способ дифференциации патологий характеризуется определением речевого расстройства, как части системного нарушения.

Использование классификации в логопедии учитывает психологические и лингвистические подходы к дифференциации дефектов, связанных с нарушением формирования и использования средств общения.

  • Патологии формирования: фонетико-фонологическое и общее недоразвитие речи. Расстройства связаны с замедленным или остановленным процессом становления компонентов речевого процесса.
  • Нарушение использования: заикание и не судорожные патологии. Расстройства отличаются патологическим функционированием органов, нарушением коммуникации при отсутствии органических повреждений структур.

Классификация нарушений речи не исключает варианта комбинации заикания и недоразвития.

Характеристики фонетико-фонологического недоразвития речи

Фонетико-фонологическое недоразвитие речи (ФФНР)– расстройство, характеризующееся нарушением процесса формирования и произношения звуков. Патология является самостоятельным дефектом или симптомом в системе комбинированного поражения речевых навыков. Период и механизм возникновения симптомов определяет первичность или вторичность расстройства.

  • В классификации речевых нарушений причиной первичных речевых нарушений является врожденный порок нервной системы или исполнительных органов. Чаще всего симптомы появляются после родовой травмы или внутриутробной инфекции.
  • Вторичная форма возникает на фоне сформированных нервных центров и артикуляционного аппарата. Нарушение восприятия и звукопроизношения возникает вследствие физической травмы или сильного эмоционального потрясения.

Клинические особенности первичного ФФНР возникают на фоне анатомических дефектов: расщелины твердого неба, раздвоение губы, патологии прикуса. Нарушения произношения и восприятия звуков проявляются:

  • Отсутствием дифференциации пар или отдельных групп звуков. Дети с таким расстройством используют минимальное количество фонем, замещая одни другими. Например, замена «с», и «ч» звуком «т'»: вместо «снимок» - «тьнимок», «чашка» - «тяська».
  • Неустойчивым употреблением фонем: одни фразы с проблемной фонемой произносятся без ошибок, в других – замена на похожие по звучанию. Изолированное произношение звуков не нарушается. Пример: «старик построил дом» - «старик постлоил дом».
  • Нарушением восприятия звукового строения речи – ребенок не определяет, с какого звука начинается слово, какие фонемы присутствуют, искажается звуковая схема фраз.

Изолированные расстройства звукопроизношения речи имеют наиболее благоприятный прогноз при использовании современных методов коррекции.

Четыре уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи

Диагностика нарушений речи у детей с ОНР учитывает особенности становления отдельных компонентов в разные возрастные периоды. Различают четыре уровня развития в нейропсихологическом подходе к классификации речевых нарушений:

  • Первый уровень («безречевой») – наиболее тяжелый. Лексический и фонематический компоненты навыков общения находятся на этапе начального развития. Грамматический компонент отсутствует. Словарный запас состоит из простых имен существительных и глаголов. Допускаются множественные ошибки в произношении (чаще всего, отдельные звуки, напоминающие гуления годовалого ребенка).
  • Второй уровень развития речи характеризуется расширением пассивного словарного запаса (количества слов, значение которых ребенок понимает). Допускаются ошибки в словообразовании. Для обозначения групп предметов используются обобщенные понятия.
  • Третий уровень отличается нарушением лексико-грамматического строя речи. Дети данной группы пользуются достаточным словарным запасом, выражают желания и мысли с помощью фраз, обладают элементарными навыками словообразования. Аграмматизмы проявляются в подборе синонимов и антонимов, объяснениях абстрактных понятий.
  • Четвертый уровень характеризуется нарушениями семантической и грамматической составляющей. Дети проявляют навыки словообразования, согласовывают времена и числа. Основные ошибки допускаются в сложных предложениях и временно-пространственных отношениях.

Известный логопед и ученый-дефектолог Л.С. Волкова предложила использовать дифференцированный подход к логопедическим приемам в зависимости от структуры нарушения и степени развития навыков общения.

Чем задержка речевого развития отличается от общего недоразвития речи

Нарушение всех компонентов устной речи при нормальном интеллекте ребенка характерно для двух патологий: задержки речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР).

В таблице представлена дифференциальная диагностика расстройств.

 

Задержка речевого развития

Общее недоразвитие речи

Причины речевых нарушений

  • Морфологические (органические).
  • Социальные.
  • Психологические
  • Морфологические (органические)

Субстрат патологии

Замедленный темп становления навыков общения

Нарушенное становление всех компонентов.

Наблюдается несформированное ядро речевых операций

Овладение языковыми обобщениями

Самостоятельное овладение (для предметов бытового употребления). Например, дети знают, что чашки и тарелка – это посуда

Обобщения формируются только во время логопедических занятий

Эффективность корригирующих методик

Своевременное начало и интенсивность занятий полностью устраняют дефект

Работа с логопедом формирует элементарные навыки общения

Выраженная задержка развития навыков разговора относится к тяжелым нарушениям речи (ТНР) и требует комплексного подхода к коррекции дефекта

Системное недоразвитие речи при умственной отсталости

Уровень интеллектуальных способностей проводится по тестам IQ (фото: www.medicaldaily.com)
Уровень интеллектуальных способностей проводится по тестам IQ (фото: www.medicaldaily.com)

В логопедической практике для обозначения недоразвития всех компонентов устной формы общения у детей с умственной отсталостью пользуются термином системного недоразвития речи (СНР).

Принципы классификации речевых нарушений при низких интеллектуальных способностях основаны на степени умственной отсталости и выраженности симптомов расстройства. Различают три варианта патологии:

  • СНР у детей с легкой умственной отсталостью. Характеризуется минимальным словарным запасом, необходимым для повседневной жизни. Нарушен процесс синтеза и анализа устной речи, допускаются ошибки в оформлении сложных словосочинений, в процессе словообразования, склонения по падежам.
  • СНР у детей со средней степенью умственной отсталости. Фонетический компонент нарушен в одной звуковой группе (свистящие, шипящие и др.). Аграмматизмы наблюдаются в использовании числа и рода имен существительных и прилагательных. Ребенок пользуется обобщениями для обозначения бытовых предметов.
  • СНР у детей с тяжелой степенью умственной отсталости отличается расстройством синтеза, анализа и восприятия устной и письменной речи. Активный словарный запас состоит из 10-15 слов, в произношении которых допускаются полиморфные ошибки: искажения, пробелы, замены.

Диагноз общего и системного нарушения речи является основанием для получения группы инвалидности

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним

** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям