Навыки устного общения относятся к высшим психическим функциям и являются характерной эволюционной чертой человека. Регуляция процесса производится тонкими структурами коры головного мозга различной локализации. Нарушения звукопроизношения - группа наиболее распространенных патологий детей дошкольного возраста, для которых нет единой причины. Классификация речевых нарушений выделяет более 40 вариантов расстройств. Диагностика и корригирующая программа определяется клиническими характеристиками дефекта и особенностями проявлений у больного.
Содержание:
- Речевые нарушения – что это такое
- Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
- Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
- Характеристики фонетико-фонологического недоразвития речи
- Четыре уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи
- Чем задержка речевого развития отличается от общего недоразвития речи
- Системное недоразвитие речи при умственной отсталости
Речевые нарушения – что это такое
Нормальное формирование устной речи человека зависит от сбалансированного развития трех компонентов:
- Лексический или «словарный», что характеризуется наличием достаточного количества слов активного и пассивного словаря.
- Фонетико-фонематический или «звуковой», который является характеристикой артикуляционного аппарата человека, отражает способность произносить фонемы.
- Грамматический – определяет правильность употребления звуков и слов и расположения слов в предложениях.
Нарушения речи – объективные изменения навыков общения, которые возникают при поражении одного или всех компонентов речи и влияют на социальное развитие человека. Группа расстройств характеризуется разнообразием клинической симптоматики: от полного отсутствия речи (афония) до словесного недержания (логорея).
Педагогическая тактика определяется вариантом патологии, поэтому логопеды с целью постановки диагноза и выбора коррекции применяют современные классификации речевых нарушений.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
Первой в логопедической практике появилась клиническая классификация (клинико-педагогическая) расстройств речи. Выделение основных вариантов основано на психолого-лингвистических показателях развития навыков общения. Характеристика расстройства проводится в соответствии с морфологическим субстратом повреждения в нервной системе и структуры нарушения:
- Письменная или устная форма.
- Расстройство сенсорного (восприятия) или продуктивного (воспроизведения) типа.
- Этап продуктивной деятельности. Операции устного или письменного воспроизведения речи реализуется на этапах внутреннего и внешнего синтеза.
- Нарушение семантического и грамматического оформления речи.
Основные варианты расстройств согласно клинической классификации представлены в форме таблицы.
Форма речи |
Вариант нарушенного оформления (компонента речи) |
Вид расстройства и его характеристика |
Устная |
Фонационный |
|
|
Структурно-семантический |
|
Письменная |
|
|
Современная клиническая классификация составлена по этиопатогенетическим критериям, сопоставляя вариант патологии с областью повреждения структур нервной системы или исполнительных органов.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
В логопедической практике чаще используется педагогическая классификация нарушений речи. Система разработана Р.Е. Левиной, основываясь на особенностях логопедических приемов в коррекции дефектов. Современный способ дифференциации патологий характеризуется определением речевого расстройства, как части системного нарушения.
Использование классификации в логопедии учитывает психологические и лингвистические подходы к дифференциации дефектов, связанных с нарушением формирования и использования средств общения.
- Патологии формирования: фонетико-фонологическое и общее недоразвитие речи. Расстройства связаны с замедленным или остановленным процессом становления компонентов речевого процесса.
- Нарушение использования: заикание и не судорожные патологии. Расстройства отличаются патологическим функционированием органов, нарушением коммуникации при отсутствии органических повреждений структур.
Классификация нарушений речи не исключает варианта комбинации заикания и недоразвития.
Характеристики фонетико-фонологического недоразвития речи
Фонетико-фонологическое недоразвитие речи (ФФНР)– расстройство, характеризующееся нарушением процесса формирования и произношения звуков. Патология является самостоятельным дефектом или симптомом в системе комбинированного поражения речевых навыков. Период и механизм возникновения симптомов определяет первичность или вторичность расстройства.
- В классификации речевых нарушений причиной первичных речевых нарушений является врожденный порок нервной системы или исполнительных органов. Чаще всего симптомы появляются после родовой травмы или внутриутробной инфекции.
- Вторичная форма возникает на фоне сформированных нервных центров и артикуляционного аппарата. Нарушение восприятия и звукопроизношения возникает вследствие физической травмы или сильного эмоционального потрясения.
Клинические особенности первичного ФФНР возникают на фоне анатомических дефектов: расщелины твердого неба, раздвоение губы, патологии прикуса. Нарушения произношения и восприятия звуков проявляются:
- Отсутствием дифференциации пар или отдельных групп звуков. Дети с таким расстройством используют минимальное количество фонем, замещая одни другими. Например, замена «с», и «ч» звуком «т'»: вместо «снимок» - «тьнимок», «чашка» - «тяська».
- Неустойчивым употреблением фонем: одни фразы с проблемной фонемой произносятся без ошибок, в других – замена на похожие по звучанию. Изолированное произношение звуков не нарушается. Пример: «старик построил дом» - «старик постлоил дом».
- Нарушением восприятия звукового строения речи – ребенок не определяет, с какого звука начинается слово, какие фонемы присутствуют, искажается звуковая схема фраз.
Изолированные расстройства звукопроизношения речи имеют наиболее благоприятный прогноз при использовании современных методов коррекции.
Четыре уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи
Диагностика нарушений речи у детей с ОНР учитывает особенности становления отдельных компонентов в разные возрастные периоды. Различают четыре уровня развития в нейропсихологическом подходе к классификации речевых нарушений:
- Первый уровень («безречевой») – наиболее тяжелый. Лексический и фонематический компоненты навыков общения находятся на этапе начального развития. Грамматический компонент отсутствует. Словарный запас состоит из простых имен существительных и глаголов. Допускаются множественные ошибки в произношении (чаще всего, отдельные звуки, напоминающие гуления годовалого ребенка).
- Второй уровень развития речи характеризуется расширением пассивного словарного запаса (количества слов, значение которых ребенок понимает). Допускаются ошибки в словообразовании. Для обозначения групп предметов используются обобщенные понятия.
- Третий уровень отличается нарушением лексико-грамматического строя речи. Дети данной группы пользуются достаточным словарным запасом, выражают желания и мысли с помощью фраз, обладают элементарными навыками словообразования. Аграмматизмы проявляются в подборе синонимов и антонимов, объяснениях абстрактных понятий.
- Четвертый уровень характеризуется нарушениями семантической и грамматической составляющей. Дети проявляют навыки словообразования, согласовывают времена и числа. Основные ошибки допускаются в сложных предложениях и временно-пространственных отношениях.
Известный логопед и ученый-дефектолог Л.С. Волкова предложила использовать дифференцированный подход к логопедическим приемам в зависимости от структуры нарушения и степени развития навыков общения.
Чем задержка речевого развития отличается от общего недоразвития речи
Нарушение всех компонентов устной речи при нормальном интеллекте ребенка характерно для двух патологий: задержки речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР).
В таблице представлена дифференциальная диагностика расстройств.
|
Задержка речевого развития |
Общее недоразвитие речи |
Причины речевых нарушений |
|
|
Субстрат патологии |
Замедленный темп становления навыков общения |
Нарушенное становление всех компонентов. Наблюдается несформированное ядро речевых операций |
Овладение языковыми обобщениями |
Самостоятельное овладение (для предметов бытового употребления). Например, дети знают, что чашки и тарелка – это посуда |
Обобщения формируются только во время логопедических занятий |
Эффективность корригирующих методик |
Своевременное начало и интенсивность занятий полностью устраняют дефект |
Работа с логопедом формирует элементарные навыки общения |
Выраженная задержка развития навыков разговора относится к тяжелым нарушениям речи (ТНР) и требует комплексного подхода к коррекции дефекта
Системное недоразвитие речи при умственной отсталости
В логопедической практике для обозначения недоразвития всех компонентов устной формы общения у детей с умственной отсталостью пользуются термином системного недоразвития речи (СНР).
Принципы классификации речевых нарушений при низких интеллектуальных способностях основаны на степени умственной отсталости и выраженности симптомов расстройства. Различают три варианта патологии:
- СНР у детей с легкой умственной отсталостью. Характеризуется минимальным словарным запасом, необходимым для повседневной жизни. Нарушен процесс синтеза и анализа устной речи, допускаются ошибки в оформлении сложных словосочинений, в процессе словообразования, склонения по падежам.
- СНР у детей со средней степенью умственной отсталости. Фонетический компонент нарушен в одной звуковой группе (свистящие, шипящие и др.). Аграмматизмы наблюдаются в использовании числа и рода имен существительных и прилагательных. Ребенок пользуется обобщениями для обозначения бытовых предметов.
- СНР у детей с тяжелой степенью умственной отсталости отличается расстройством синтеза, анализа и восприятия устной и письменной речи. Активный словарный запас состоит из 10-15 слов, в произношении которых допускаются полиморфные ошибки: искажения, пробелы, замены.
Диагноз общего и системного нарушения речи является основанием для получения группы инвалидности
Добавить комментарий