Строение речевого аппарата, этиология и патогенез заикания

По данным мировой статистики, частота речевых нарушений у детей и подростков неуклонно растет. Около 6-9% школьников имеют голосовые проблемы, а хроническая охриплость достигает 38%. Кроме того, 3% из них страдают тяжелыми речевыми дефектами, такими как алалия, афазия, дизартрия, заикание и др. Представленные нарушения остаются актуальными, так как приводят к ухудшению успеваемости в школе, стойкой логофобии и социальной дезадаптации. Кроме того, появление вербальных дефектов служит сигналом о наличии органической патологии в организме. Этиология нарушений речи – информация, позволяющая изучить механизм, назначить правильное лечение и снизить количество речевых расстройств.

История этиологии речевых нарушений

Этиология (от греческого: этио – причина, логос – наука). Это наука, изучающая причины, из-за которых возникают заболевания организма. Представленное понятие относится к философскому, и включает в себя каузалгию и детерминизм. Первый термин характеризует этиологию, как изучение причинно-следственной связи, второй – описывает познание сущности и закономерности всеобщей причинности. Такое заключение сделал в своих работах советский физиолог И.В. Давыдовский: «Любая истина познается через причины, то есть казуальность и детерминизм».

Изучение причинности возникновения болезней, вместе с этиологией речевых нарушений началось еще в древние века. Древнегреческий целитель и философ Гиппократ рассматривал возникновение дефектов речи, как следствие поражения головного мозга. Кроме того, Аристотель в трехсотых годах до нашей эры находил причину вербальных расстройств в морфофункциональном расстройстве речевого аппарата.

В 1861 году благодаря французскому врачу Полю Брока произошло научное подтверждение предположений Гиппократа. Ученый установил, что задняя часть правой лобной извилины, отвечает исключительно за речевую функцию, ее воссоздание. В 1874 году, врачом Вернике была найдена зона мозга в задней височной извилине, отвечающая, как и область Брока за речевую функцию. Однако поле Вернике участвует не в воспроизведении, а усвоении и понимании устной и письменной речи.

В начале двадцатого столетия, отечественные ученые и врачи, усердно занялись изучением причин возникновения речевых нарушений. В 1922 году С.М. Доброгаев впервые классифицировал расстройство речи. Исходя из опыта и полученных результатов исследований, физиолог среди причин выделял:

  • Расстройства высшей нервной системы.
  • Структурные изменения аппарата артикуляции.
  • Дефицит родительского внимания в детстве.
  • Общие неврологические патологии организма.

Учение о причинах продолжает развиваться и является основой прогресса в медицине и других естественных науках.

Важно! Прежде чем назначать терапию, нужно определить причину расстройства. Этиология речевых нарушений играет существенную роль в постановке правильного диагноза и его эффективного лечения

Органы речи

Речевые дефекты возникают под действием патологических изменений в высшей (центральной нервной) системе или непосредственно в аппарате артикуляции. Поэтому причина проблем в общении может быть связана не только с мозговыми расстройствами в полях Брока и Вернике, но и на периферии в фонетических органах и структурах.

Звукопроизносительный механизм включает в себя различные структуры не похожие по строению и функции. Речевой аппарат в свою очередь делится на активный и пассивный компонент. Первый способен менять длину, ширину и форму, чтобы создать препятствия для прохождения воздуха и создания звуков. Пассивный компонент лишен этой возможности.

Активный компонент включает в себя:

  • Гортань. Орган состоит из комплекса хрящей (щитовидного, перстневидного и двух черпаловидных), а также двух пар мышечных складок. Верхние называются ложными, а нижние – истинными голосовыми связками. Описанные мышечные структуры, прикреплены к хрящам и за счет своих сокращений приводят в движение гортань, тем самым вызывая колебания и голос.
  • Глотка, которая имеет в своем составе мускульный аппарат, способна суживаться и расширятся и как следствие изменять звуковоспроизведение.
  • Язык – мышечный орган, который участвует в образовании отдельных звуков.
  • Губы – за счет смены формы создают различные артикуляционные элементы.
  • Мягкое небо и язычок, также способны видоизменяться, и относятся к активным органам звукообразования.

Пассивный речевой аппарат включает в себя зубы, твердое небо, носовую полость. Движение активных структур, при приближении или соприкосновении вызывает преграду для прохождения воздуха и создает источник шума. Носовая полость придает голосу носовой характер и служит для него резонатором.

Современный взгляд на этиологию речевых нарушений

В современной медицине, актуальной является этиологическая классификация по Хватцеву. Хватцев М.Е. – профессор, доктор педагогических наук, основоположник логопедии в бывшем СССР. В своих работах, Михаил Ефимович этиологию речевых дефектов разделяет на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), отмечая их взаимосвязь между собой. Кроме того, Хватцев выделяет логопатии вследствие органического (структурного) поражения, а также функционального, социально-психологического, психоневрологического генеза.

Органические причины включают в себя патологию, нарушающую или изменяющую анатомическую структуру речевых центров высшей нервной деятельности, или артикуляционного аппарата. К таким примерам относятся внутриутробное поражение или пороки развития головного мозга, акушерская травма, расщелина твердого неба, заболевания органов слуха и т.д.

Речевой дефект функционального генеза, на примере Павлова, Хватцев объяснял, как нарушение взаимоотношения в тормозящей и возбуждающей системе организма. В таком случае, речь идет о неглубоком, обратимом процессе в корковом веществе головного мозга. Благоприятные условия восстанавливают пораженную область и приводят ее в норму. Кроме того, отечественный логопед отмечает зависимость структурной и функциональной патологии любой локализации. Психоневрологические причины вербальных нарушений - расстройства психических функций, памяти, концентрации внимания, например, олигофрения.

Социально-психологический генез нарушений речи описывает негативное воздействие внешних раздражителей. Факторы окружающей среды способны без органической патологии вызывать у человека логофобию, социальную дезадаптацию, и, как правило, проблемы в общении.

В целом, под этиологией речевых нарушений понимают воздействие совместно или порознь негативных внешних и внутренних факторов, которые придают специфическую картину заболеванию и не возникают при отсутствии их влияния.

Эндогенные (внутренние) факторы

Эндогенные причины – это органическая патология различного генеза внутри организма, которая приводит к речевым нарушениям. Внутренние факторы условно можно разделить на дородовой и послеродовой периоды. К первому относятся:

  • Патология матери во время беременности. К этой категории принадлежат тяжелые ранние и поздние гестозы, соматические заболевания (почек, сердца, печени, легких). Описанные состояния нередко требуют медикаментозного лечения, которое, также может оказать тератогенное (негативное действие на плод) влияние.
  • Инфекционные процессы, особенно опасны в сроке беременности от 4 недель до 4 месяцев, когда происходит интенсивная закладка неровной трубки и всех органов. Заболевания матери в этом периоде нарушают миелиновую оболочку и грозят тяжелыми дефектами слуха, речи, движения. Также, затяжные инфекции в период беременности вызывают хроническую гипоксию плода, что в последствии приводит к замедлению психического развития ребенка.
  • Хромосомные мутации, которые сопровождаются стигмами дизэмбриогенеза, а именно: заячья губа, готическое, уплощенное небо, пороки развития верхней и нижней челюсти микро- и прогнатия. Такие факторы оказывают негативное влияние непосредственно на артикуляционный аппарат, тем самым вызывая проблемы в звуковоспроизведении.
  • Родовая травма, которая возникает из-за клинически или анатомически узкого таза, аномального предлежания, большого веса плода, слабости родовой деятельности. Приведенные состояния способствуют развитию травматизации во время рождения ребенка и органического поражения мозга.
  • Иммунологический конфликт матери и плода по резус-фактору или группе крови, вызывает у ребенка распад эритроцитов, вследствие чего освобождается непрямой билирубин. Это вещество в больших количествах вызывает ядерную желтуху с вовлечением в процесс головного мозга и нередко проявляется речевыми расстройствами в будущем.

Второй период описывает патологические состояния, полученные непосредственно человеком в процессе его жизнедеятельности. К нему относятся вирусные, бактериальные энцефалиты, менингиты, психические расстройства, при которых наблюдаются несоответствие процессов возбуждения и торможения организма нервной системой. Рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера, заболевания сосудистой системы (инсульт в зоны Брока, Вернике), также способны вызывать речевые нарушения.

Экзогенные (внешние) причины и критические периоды

Испуг у ребенка – один из факторов развития речевых нарушений (фото: www. poleznoe.ru)
Испуг у ребенка – один из факторов развития речевых нарушений (фото: www. poleznoe.ru)

Чтобы речь ребенка развивалась нормально, с ним следует много общаться и уделять большое количество времени и внимания. Основной причиной психической запущенности и недоразвития, являются низкие социально-бытовые условия жизни. При этом ребенок не получает достаточного эмоционального и речевого общения от родных, вследствие чего развивается синдром госпитализма. Впервые его описали в детских домах, когда при хороших бытовых условиях у детей отмечалась задержка речевого развития, так как воспитатели не могли предоставить такое количество внимания, как родители.

Психологические травмы (испуг, хронический стресс, потеря близкого), как и дефицит общения способны вызывать речевые нарушения в виде мутизма, заикания и т.д. Кроме того существуют случаи, когда ребенок подражал неправильной речи окружающих. Особенно часто это наблюдается в семьях, страдающих логоневрозом.

Кроме явных причин, существуют критические периоды, во время которых организм ребенка подвержен возникновению речевых нарушений.

  • Первый период (1-2 года) характеризуется становлением общительного поведения, в котором ребенок пополняет свой пассивный словарный запас. В этом возрасте ребенок активно использует до 10 простых слов. Также, в первом периоде происходит интенсивное развитие речевых центров, поэтому малейшие нарушения в нем, могут привести к серьезным последствиям.
  • Второй период (3 года) речевого развития называется критическим, так как происходит переход от простой речи к связной и фразовой. В этом возрасте на нервную систему оказывается повышенное влияние эндокринных органов. Дети отказываются говорить с родными, проявляют негативизм.
  • Третий критический период (6-7лет) наступает, когда происходит формирование письменной речи. Завышенные требования, эмоциональные перенапряжения в этом возрасте, могут вызывать нервные срывы с последующим развитием заикания.

Патогенез нарушений речи

Благодаря прорывам в биологии, эмбриологии, появлению молекулярной химии, медицинской генетики, иммунологии, появилось больше возможностей для изучения этиологии, в частности речевых нарушений. Важно не только рассматривать причинность, но и патогенез каждого заболевания. Механизм развития всех речевых нарушений до конца не ясен. Известно то, что причиной возникновения клинической картины является действие этиологического фактора. Патогенез при этом зависит от силы, длительности и локализации и может представлять собой дефект высшей нервной деятельности, иннервации и речевого аппарата.

В первом случае, при адекватном развитии органов артикуляции, возникают речевые нарушения как следствие разрушения нервных синапсов, клеток в коре головного мозга (участки Брока, Вернике). При этом не происходит передачи импульса по нервному волокну из-за отсутствия возбуждения высших центров. Во втором случае, нарушена непосредственно импульсо-проводящая система (нервы), при нормальной работе артикуляционного аппарата и речевых центров. В третьем случае, вербальные нарушения возникают при анатомо-физиологическом нарушении органов артикуляции, которые не связаны с возбуждением и передачей импульса. Знания о механизмах развития патологии – важная составляющая современной медицины, которая позволяет создавать эффективные методы коррекции и профилактики речевых нарушений.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним
** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям