Развитие человека во многом зависит от формирования речевых навыков. Речь считается высшим психическим процессом, который определяет уровень становления таких функций как социальная коммуникация, память, образно-логическое мышление и др. Распространение расстройств речи все чаще встречаются у детей дошкольного возраста в форме общего или системного недоразвития. В системе инклюзивного обучения общеобразовательных учреждений утверждено применение специальной адаптированной программы для детей с нарушением речи.
Содержание:
- Особенности развития детей при дефектах речи
- Классификация речевых нарушений по Р.Е. Левиной
- Условия составления адаптированной программы
- Логопедические приемы для коррекции нарушений речи
- Комплекс социально-коммуникативного и познавательного развития ребенка
- Физическое развитие ребенка в рамках адаптированной программы
- Принципы применения программы у дошкольников
- Ожидаемые результаты использования образовательной программы
Особенности развития детей при дефектах речи
Человеческая речь – многокомпонентная структура, которая зависит не только от словарного запаса, но и функций артикуляционного аппарата, грамотного оформления, интонации и эмоционального сопровождения. С помощью общения становится возможным доступно объяснить свои мысли и желания окружающим.
Кроме того, активное использование устной и письменной речи (в форме восприятия и воспроизведения) позволяет развить:
- Социально-коммуникативные функции, благодаря которым ребенок делится мыслями, чувствами и учится сопереживать.
- Художественно-эстетические навыки.
- Ассоциативное мышление – привязывание определения к предмету или явлению, образование связи между качественными характеристиками отдельных объектов.
- Познавательные способности – понимание устной и письменной речи увеличивает возможности ребенка к познанию мира.
Нарушения речи в детей младшей возрастной группы характеризуются воздействием на все сферы жизни, так как в этом периоде происходит начальная закладка основного образа реальности. Исследования показали, что при наличии речевого дефекта – общее развитие ребенка замедляется в сравнении со сверстниками. Страдает социальная адаптация, способности к обучению, в запущенных случаях – навыки к самообслуживанию.
Широкое распространение речевых расстройств у детей дошкольного возраста вызывает необходимость обеспечения системного подхода к коррекции. С целью раннего начала лечения в заведениях дошкольного образования используется специальная программа. Используемые методы способствуют разностороннему развитию ребенка на фоне усиленной логопедической коррекции нарушений. Выбор корригирующей тактики зависит от варианта и степени выраженности расстройства.
Важно! Обучение по специальным программам обеспечивается детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), к которым относятся все варианты недоразвития.
Классификация речевых нарушений по Р.Е. Левиной
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений разработана Р.Е. Левиной в 1967 году для составления корригирующих программ в образовательных заведениях.
Разделение расстройств построено на принципе признаков недостаточности, которые определяют логопедическую тактику. Различают две группы изменений:
- Нарушения средств общения (вербальных и невербальных), при которых расстройства вызваны отсутствием всех компонентов речи. К группе принадлежат фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР).
- Нарушение применения средств общения, что возникают вследствие органической (структурной) патологии артикуляционного аппарата или психологической травмой. Заикание и другие расстройства звукопроизношения относятся к данной группе.
Задания корригирующих методик и составление учебных планов основано на выраженности клинических признаков. В зависимости от степени тяжести симптомов у детей с нарушениями речи составлена специальная шкала (по Р.Е. Левиной и Т.Б. Феличевой), которая выделяет четыре уровня.
- Первый уровень развития речи характеризуется наиболее тяжелым течением. Дети поздно начинают говорить, к возрасту 3-х лет – коммуникативные умения остаются на уровне отдельных звуков (соответствует возрасту 4-5 месяцев) или лепета (7-8 месяцев). Упрощенные слова сопровождаются усиленной жестикуляцией, отсутствует дифференциация обозначений предметов и действий. Ребенок обобщает понятием «жук» пауков, бабочек, ос, пчел и др.
- Второй уровень. Словарный запас представлен преимущественно пассивной лексикой (слова, значение которых ребенок понимает). Употребляемые понятия расширяются, для объяснения некоторых фраз используются жесты-обозначения. Кроме имен существительных и глаголов, появляются простые предлоги и имена прилагательные.
- Третий уровень характеризуется увеличением активного словарного запаса. Однако отмечаются частые замены слов с похожими значениями (например, кровать-диван). Правильное использование прилагательных отмечается в часто произносимых фразах. Грамматические ошибки допускаются в падежных окончаниях.
- У детей с четвертым уровнем развития речи отсутствуют грубые нарушения произношения. Патология характеризуется нечеткой дифференциацией звуков. В речи ребенка наблюдаются повторения («формурмуляр») или замена («таркотека»- «картотека») слогов.
Важно! Эффективность коррекции напрямую зависит от своевременного начала терапии. Считается, что лечение в возрасте 3-х лет дает результат в 80% случаев, 4-5 лет – 50%, после 6-7 лет – 2%
Условия составления адаптированной программы
Значение речи как высшей когнитивной функции человека определяет формирование других психических процессов (восприятие, память, мышление). Совершенствование навыков устного общения и грамотного письма влияет на становление индивидуальной личности. Коррекция тяжелых нарушений речи у детей проводится в комплексе с мероприятиями по общему развитию.
Применение специальной программы для детей с речевым нарушением основано на принципах дошкольного образования, предоставленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС):
- Обогащение детского развития на всех этапах проживания периодов младенчества, раннего и дошкольного возрастов.
- Учет индивидуальных особенностей детей в построении программы.
- Привлечение взрослых к процессу обучения на засадах равного сотрудничества с ребенком.
- Поддержка детских инициатив в разных видах деятельности (игра, работа, выбор коллектива).
- Обучение социальным нормам и традициям, канонам религии и этническим особенностям.
- Соответствие методов и ожидаемых результатов возрасту и особенностям развития малыша.
Кроме того, применение программы подразумевает гармоничное развитие других видов деятельности. Например, физические упражнения для маленьких детей с нарушением речи направлены на поддержание тонуса всех групп мышц, а также тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной системы (принимает участие в процессе голосообразования).
Психолого-педагогическая работа с детьми направлена на коррекцию имеющихся речевых нарушений, а также на художественное, физическое и социальное развитие ребенка.
Логопедические приемы для коррекции нарушений речи
Использование логопедических приемов в работе над ТНР направлено на формирование у детей природной потребности в общении. На первых этапах поставлена задача ознакомления малышей с окружающим миром посредством названий предметов, явлений, их характеристик и действий.
Занятия проводятся в форме игровой деятельности, во время которой пополняется словарный запас у детей, дифференциация понятий и элементарных грамматических правил.
Задачи и методы работы психолога-логопеда:
- Борьба с негативизмом. Необходимо стимулировать детей к общению друг с другом, проводя занятия в естественной речевой среде без принуждения к действию и внешнего давления.
- Формирование восприятия, памяти и мышления с помощью специальных игр, задания которых отличаются в зависимости от возраста. В младшей группе задания составлены на нахождение похожих предметов, запоминание парных картинок, соответствия формы и цвета. Для старших детей условием является составление более длинной логической цепочки, чаще всего в форме игрового квеста.
- Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи достигается с помощью комплексов физических упражнений (сжимания, разжимания и встряхивания кисти в различных исходных положениях с нагрузкой других групп мышц). Альтернативой в младшей возрастной группе являются игры с кубиками или пирамидками, рисование мелками, раскрашивание мелких узоров.
- Формирование мыслительных процессов производится во время образовательных методик. В зависимости от уровня сложности и выраженности симптомов используют геометрические кубики, пазлы, головоломки и настольные игры.
- Становление чувства ритма с помощью музыкального сопровождения во время занятий или ручного отстукивания ритма и постановки задачи «выполнять действия по счету».
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи способствует коррекции фонетического компонента. Используются комплексы статических и динамических упражнений для языка, мимических мышц, щек и губ. Во время занятий устанавливаются правильные ударения и интонационная окраска речи.
Комплекс социально-коммуникативного и познавательного развития ребенка
Формированием общих понятий об обустройстве мира и окружающей среды, отношений между людьми, правил поведения в общества занимаются педагоги образовательных учреждений. Детям с нарушениями речи занятия проводятся по отдельным блокам информации:
- Игра в плане коррекции ТНР способствует развитию художественной, музыкальной, культурной деятельности. Ребенок обучается элементарным правилам и алгоритмам действий, использованию природных элементов (вода, листья, песок) для развлечения и образования. Используемые движения для воссоздания процессов рисования, письма формируют графомоторный навык, который является основой письменной речи.
Отдельная роль отводится ролевым или театрализованным играм, которые развивают фантазию детей, умение перевоплощаться и изменять ход мышления. Кроме того, в форме игровой деятельности устанавливается способ общения со сверстниками и взрослыми.
- Познавательная деятельность направлена на расширение кругозора. Детям младшей возрастной группы объясняются понятия и функция частей тела, предметы быта, транспортные средства. Проводятся специальные экскурсии по городу и детскому саду, просматриваются развивающие мультфильмы и фотографии. В старшем дошкольном возрасте лексический запас наполняется названиями техники, экзотических животных и продуктов питания, предназначение различных учреждений.
- Трудовая деятельность. Привлечение к бытовым элементам работы (помощь маме в уборке, или папе в разборе техники) способствует общему развитию детей. Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях ребенок знакомится с профессиями и разными видами деятельности.
Согласно программе малышей обучают правилам поведения в различных ситуациях (в общественном транспорте, в детском саду, больнице и др.), стимулируют интерес к общению и познаванию мира.
Важно! Роль родителей в развитии познавательной и коммуникативной функции речи заключается в постоянной поддержке детских идей, собственной инициативе и доступных ответах на вопросы
Физическое развитие ребенка в рамках адаптированной программы
Основные задачи комплекса физической деятельности в дошкольных учреждениях направлены на развитие общей моторики у детей, а также формирования принципов здорового образа жизни.
В младшем возрасте двигательная активность реализуется во время подвижных игр или музыкально-ритмических занятиях (танцах). Упражнения для детей с нарушениями речи заключаются в развитии координации, мелкой моторики пальцев, плавности переключения с одного вида деятельности на другой.
Утренняя гимнастика в группах детского сада состоит из комплекса подобных упражнений:
- «Ладошки-замри». Стоя в исходном положении, руки вытягиваются вперед, ладошками кверху, пальцы разведены. В таком положении необходимо удержаться 10 секунд. Упражнение тренирует статическую координацию движений, удержание позы.
- «Путешествие пальцев» - для развития мелкой моторики. Задача упражнения в том, чтобы переместить руку от одной точки к другой через промежуточные точки. Условия: задействовать все пальцы. При передвижении должна оставаться хотя бы одна точка соприкосновения (в наиболее простом варианте используются только указательный и средний палец).
- «Успевай-ка» с участием 2-х и более детей. Задание: одновременно изменять положение руки (кулак-ладонь-ребро) на столе. Упражнение развивает точность и быстроту реакции. В усложненном варианте меняется полностью положение малыша: сесть, встать, лечь.
- Общеразвивающие тренировки: ходьба (обычная и на носках), бег, прыжки, бросание и ловля круглых предметов. Участие всех групп мышц развивает у детей показатели выносливости, силы и скорости.
Кроме того, двигательная деятельность включает занятия в специальных секциях (спортивные игры, акробатика и др.), танцы, плавание, комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) и массажи.
Принципы применения программы у дошкольников
Использование специальных методов развития речи у детей с ТНР должно проводиться в соответствии со следующими принципами:
- Системности. Подход к коррекции речевого нарушения основан на взаимодействии всех сфер деятельности: психической, социальной и физической.
- Комплексности. Решение имеющихся проблем проводится с помощью разнонаправленных методов (медицинских, психологических, логопедических).
- Дифференциации (различие). В зависимости от индивидуальных особенностей малыша, степени тяжести нарушений применяются различные отклонения от стандартной методики.
- Последовательности действий: «от простого к сложному, от известного к неизвестному». Для этого программа подразумевает разделение циклов занятий на подготовительный и основной этап.
- Коммуникации. Реализуется за счет естественных условий реализации программы: общение и развитие в окружении сверстников.
- Интенсивности. Занятия проводятся в максимально насыщенном режиме с использованием наглядно-образовательных материалов, переходов к другим видам деятельности.
Важно! Обязательным условием результативности программы является взаимодействие педагогов детского сада, логопедов и родителей.
Ожидаемые результаты использования образовательной программы
Контроль прочности знаний и формирования навыков проводится в соответствии с предоставленными критериями. В таблице представлены целевые показатели развития разных сфер в зависимости от периода дошкольного возраста.
Возраст Сфера |
Младший |
Средний |
Старший |
Логопедическая работа |
|
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
|
|
Познавательное |
|
|
|
Речевое |
|
|
|
Художественно эстетическое |
|
|
|
Физическое |
|
|
|
Результат усваивания ребенком программы зависит от многих факторов, поэтому проводится коррекция методики с учетом индивидуальных особенностей.
Добавить комментарий