Адаптированная программа развития дошкольников с нарушением речи

Развитие человека во многом зависит от формирования речевых навыков. Речь считается высшим психическим процессом, который определяет уровень становления таких функций как социальная коммуникация, память, образно-логическое мышление и др. Распространение расстройств речи все чаще встречаются у детей дошкольного возраста в форме общего или системного недоразвития. В системе инклюзивного обучения общеобразовательных учреждений утверждено применение специальной адаптированной программы для детей с нарушением речи.

Особенности развития детей при дефектах речи

Человеческая речь – многокомпонентная структура, которая зависит не только от словарного запаса, но и функций артикуляционного аппарата, грамотного оформления, интонации и эмоционального сопровождения. С помощью общения становится возможным доступно объяснить свои мысли и желания окружающим.

Кроме того, активное использование устной и письменной речи (в форме восприятия и воспроизведения) позволяет развить:

  • Социально-коммуникативные функции, благодаря которым ребенок делится мыслями, чувствами и учится сопереживать.
  • Художественно-эстетические навыки.
  • Ассоциативное мышление – привязывание определения к предмету или явлению, образование связи между качественными характеристиками отдельных объектов.
  • Познавательные способности – понимание устной и письменной речи увеличивает возможности ребенка к познанию мира.

Нарушения речи в детей младшей возрастной группы характеризуются воздействием на все сферы жизни, так как в этом периоде происходит начальная закладка основного образа реальности. Исследования показали, что при наличии речевого дефекта – общее развитие ребенка замедляется в сравнении со сверстниками. Страдает социальная адаптация, способности к обучению, в запущенных случаях – навыки к самообслуживанию.

Широкое распространение речевых расстройств у детей дошкольного возраста вызывает необходимость обеспечения системного подхода к коррекции. С целью раннего начала лечения в заведениях дошкольного образования используется специальная программа. Используемые методы способствуют разностороннему развитию ребенка на фоне усиленной логопедической коррекции нарушений. Выбор корригирующей тактики зависит от варианта и степени выраженности расстройства.

Важно! Обучение по специальным программам обеспечивается детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), к которым относятся все варианты недоразвития.

Классификация речевых нарушений по Р.Е. Левиной

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений разработана Р.Е. Левиной в 1967 году для составления корригирующих программ в образовательных заведениях.

Разделение расстройств построено на принципе признаков недостаточности, которые определяют логопедическую тактику. Различают две группы изменений:

  • Нарушения средств общения (вербальных и невербальных), при которых расстройства вызваны отсутствием всех компонентов речи. К группе принадлежат фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР).
  • Нарушение применения средств общения, что возникают вследствие органической (структурной) патологии артикуляционного аппарата или психологической травмой. Заикание и другие расстройства звукопроизношения относятся к данной группе.

Задания корригирующих методик и составление учебных планов основано на выраженности клинических признаков. В зависимости от степени тяжести симптомов у детей с нарушениями речи составлена специальная шкала (по Р.Е. Левиной и Т.Б. Феличевой), которая выделяет четыре уровня.

  • Первый уровень развития речи характеризуется наиболее тяжелым течением. Дети поздно начинают говорить, к возрасту 3-х лет – коммуникативные умения остаются на уровне отдельных звуков (соответствует возрасту 4-5 месяцев) или лепета (7-8 месяцев). Упрощенные слова сопровождаются усиленной жестикуляцией, отсутствует дифференциация обозначений предметов и действий. Ребенок обобщает понятием «жук» пауков, бабочек, ос, пчел и др.
  • Второй уровень. Словарный запас представлен преимущественно пассивной лексикой (слова, значение которых ребенок понимает). Употребляемые понятия расширяются, для объяснения некоторых фраз используются жесты-обозначения. Кроме имен существительных и глаголов, появляются простые предлоги и имена прилагательные.
  • Третий уровень характеризуется увеличением активного словарного запаса. Однако отмечаются частые замены слов с похожими значениями (например, кровать-диван). Правильное использование прилагательных отмечается в часто произносимых фразах. Грамматические ошибки допускаются в падежных окончаниях.
  • У детей с четвертым уровнем развития речи отсутствуют грубые нарушения произношения. Патология характеризуется нечеткой дифференциацией звуков. В речи ребенка наблюдаются повторения («формурмуляр») или замена («таркотека»- «картотека») слогов.

Важно! Эффективность коррекции напрямую зависит от своевременного начала терапии. Считается, что лечение в возрасте 3-х лет дает результат в 80% случаев, 4-5 лет – 50%, после 6-7 лет – 2%

Условия составления адаптированной программы

Значение речи как высшей когнитивной функции человека определяет формирование других психических процессов (восприятие, память, мышление). Совершенствование навыков устного общения и грамотного письма влияет на становление индивидуальной личности. Коррекция тяжелых нарушений речи у детей проводится в комплексе с мероприятиями по общему развитию.

Применение специальной программы для детей с речевым нарушением основано на принципах дошкольного образования, предоставленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС):

  • Обогащение детского развития на всех этапах проживания периодов младенчества, раннего и дошкольного возрастов.
  • Учет индивидуальных особенностей детей в построении программы.
  • Привлечение взрослых к процессу обучения на засадах равного сотрудничества с ребенком.
  • Поддержка детских инициатив в разных видах деятельности (игра, работа, выбор коллектива).
  • Обучение социальным нормам и традициям, канонам религии и этническим особенностям.
  • Соответствие методов и ожидаемых результатов возрасту и особенностям развития малыша.

Кроме того, применение программы подразумевает гармоничное развитие других видов деятельности. Например, физические упражнения для маленьких детей с нарушением речи направлены на поддержание тонуса всех групп мышц, а также тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной системы (принимает участие в процессе голосообразования).

Психолого-педагогическая работа с детьми направлена на коррекцию имеющихся речевых нарушений, а также на художественное, физическое и социальное развитие ребенка.

Логопедические приемы для коррекции нарушений речи

Использование логопедических приемов в работе над ТНР направлено на формирование у детей природной потребности в общении. На первых этапах поставлена задача ознакомления малышей с окружающим миром посредством названий предметов, явлений, их характеристик и действий.

Занятия проводятся в форме игровой деятельности, во время которой пополняется словарный запас у детей, дифференциация понятий и элементарных грамматических правил.

Задачи и методы работы психолога-логопеда:

  • Борьба с негативизмом. Необходимо стимулировать детей к общению друг с другом, проводя занятия в естественной речевой среде без принуждения к действию и внешнего давления.
  • Формирование восприятия, памяти и мышления с помощью специальных игр, задания которых отличаются в зависимости от возраста. В младшей группе задания составлены на нахождение похожих предметов, запоминание парных картинок, соответствия формы и цвета. Для старших детей условием является составление более длинной логической цепочки, чаще всего в форме игрового квеста.
  • Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи достигается с помощью комплексов физических упражнений (сжимания, разжимания и встряхивания кисти в различных исходных положениях с нагрузкой других групп мышц). Альтернативой в младшей возрастной группе являются игры с кубиками или пирамидками, рисование мелками, раскрашивание мелких узоров.
  • Формирование мыслительных процессов производится во время образовательных методик. В зависимости от уровня сложности и выраженности симптомов используют геометрические кубики, пазлы, головоломки и настольные игры.
  • Становление чувства ритма с помощью музыкального сопровождения во время занятий или ручного отстукивания ритма и постановки задачи «выполнять действия по счету».

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи способствует коррекции фонетического компонента. Используются комплексы статических и динамических упражнений для языка, мимических мышц, щек и губ. Во время занятий устанавливаются правильные ударения и интонационная окраска речи.

Комплекс социально-коммуникативного и познавательного развития ребенка

Развитие речи основной путь к познанию мира (фото: www.youtube.com)
Развитие речи основной путь к познанию мира (фото: www.youtube.com)

Формированием общих понятий об обустройстве мира и окружающей среды, отношений между людьми, правил поведения в общества занимаются педагоги образовательных учреждений. Детям с нарушениями речи занятия проводятся по отдельным блокам информации:

  • Игра в плане коррекции ТНР способствует развитию художественной, музыкальной, культурной деятельности. Ребенок обучается элементарным правилам и алгоритмам действий, использованию природных элементов (вода, листья, песок) для развлечения и образования. Используемые движения для воссоздания процессов рисования, письма формируют графомоторный навык, который является основой письменной речи.

Отдельная роль отводится ролевым или театрализованным играм, которые развивают фантазию детей, умение перевоплощаться и изменять ход мышления. Кроме того, в форме игровой деятельности устанавливается способ общения со сверстниками и взрослыми.

  • Познавательная деятельность направлена на расширение кругозора. Детям младшей возрастной группы объясняются понятия и функция частей тела, предметы быта, транспортные средства. Проводятся специальные экскурсии по городу и детскому саду, просматриваются развивающие мультфильмы и фотографии. В старшем дошкольном возрасте лексический запас наполняется названиями техники, экзотических животных и продуктов питания, предназначение различных учреждений.
  • Трудовая деятельность. Привлечение к бытовым элементам работы (помощь маме в уборке, или папе в разборе техники) способствует общему развитию детей. Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях ребенок знакомится с профессиями и разными видами деятельности.

Согласно программе малышей обучают правилам поведения в различных ситуациях (в общественном транспорте, в детском саду, больнице и др.), стимулируют интерес к общению и познаванию мира.

Важно! Роль родителей в развитии познавательной и коммуникативной функции речи заключается в постоянной поддержке детских идей, собственной инициативе и доступных ответах на вопросы

Физическое развитие ребенка в рамках адаптированной программы

Двигательная активность – залог успешного развития ребенка (фото: www.domsemy.ru)
Двигательная активность – залог успешного развития ребенка (фото: www.domsemy.ru)

Основные задачи комплекса физической деятельности в дошкольных учреждениях направлены на развитие общей моторики у детей, а также формирования принципов здорового образа жизни.

В младшем возрасте двигательная активность реализуется во время подвижных игр или музыкально-ритмических занятиях (танцах). Упражнения для детей с нарушениями речи заключаются в развитии координации, мелкой моторики пальцев, плавности переключения с одного вида деятельности на другой.

Утренняя гимнастика в группах детского сада состоит из комплекса подобных упражнений:

  • «Ладошки-замри». Стоя в исходном положении, руки вытягиваются вперед, ладошками кверху, пальцы разведены. В таком положении необходимо удержаться 10 секунд. Упражнение тренирует статическую координацию движений, удержание позы.
  • «Путешествие пальцев» - для развития мелкой моторики. Задача упражнения в том, чтобы переместить руку от одной точки к другой через промежуточные точки. Условия: задействовать все пальцы. При передвижении должна оставаться хотя бы одна точка соприкосновения (в наиболее простом варианте используются только указательный и средний палец).
  • «Успевай-ка» с участием 2-х и более детей. Задание: одновременно изменять положение руки (кулак-ладонь-ребро) на столе. Упражнение развивает точность и быстроту реакции. В усложненном варианте меняется полностью положение малыша: сесть, встать, лечь.
  • Общеразвивающие тренировки: ходьба (обычная и на носках), бег, прыжки, бросание и ловля круглых предметов. Участие всех групп мышц развивает у детей показатели выносливости, силы и скорости.

Кроме того, двигательная деятельность включает занятия в специальных секциях (спортивные игры, акробатика и др.), танцы, плавание, комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) и массажи.

Принципы применения программы у дошкольников

Использование специальных методов развития речи у детей с ТНР должно проводиться в соответствии со следующими принципами:

  • Системности. Подход к коррекции речевого нарушения основан на взаимодействии всех сфер деятельности: психической, социальной и физической.
  • Комплексности. Решение имеющихся проблем проводится с помощью разнонаправленных методов (медицинских, психологических, логопедических).
  • Дифференциации (различие). В зависимости от индивидуальных особенностей малыша, степени тяжести нарушений применяются различные отклонения от стандартной методики.
  • Последовательности действий: «от простого к сложному, от известного к неизвестному». Для этого программа подразумевает разделение циклов занятий на подготовительный и основной этап.
  • Коммуникации. Реализуется за счет естественных условий реализации программы: общение и развитие в окружении сверстников.
  • Интенсивности. Занятия проводятся в максимально насыщенном режиме с использованием наглядно-образовательных материалов, переходов к другим видам деятельности.

Важно! Обязательным условием результативности программы является взаимодействие педагогов детского сада, логопедов и родителей.

Ожидаемые результаты использования образовательной программы

Контроль прочности знаний и формирования навыков проводится в соответствии с предоставленными критериями. В таблице представлены целевые показатели развития разных сфер в зависимости от периода дошкольного возраста.

Возраст

Сфера

Младший

Средний

Старший

Логопедическая работа

  • Эмоциональная устойчивость в контакте с взрослыми.
  • Четкая артикуляция отдельных звуков.
  • Выполнение простых инструкций
  • Наличие мотивации к занятиям.
  • Использование в речи описания свойств явлений или предметов.
  • Пересказ и составление теста небольшого объема
  • Употребление многозначных слов.
  • Мотивация к школьному обучению.
  • Навыки составления графических схем предложений.

Социально-коммуникативное развитие

  • Концентрация внимания без отвлечения в течение 3-5 минут.
  • Соблюдение правил игры.

 

  • Понимает и выполняет свою роль в действиях.
  • Отображение в ролевых играх социальных взаимоотношений

 

  • Отстаивание усвоенных норм.
  • Участие в коллективных замыслах.
  • Регулирование поведения

Познавательное

  • Создание схематических изображений из 2-3 частей.
  • Определение основных цветов.
  • Элементарные навыки планирования действий
  • Дифференциация предметов по форме, размеру и цвету.
  • Концентрация на деятельности не менее 15 минут.
  • Моделирование цельного образа из частей
  • Элементарные навыки подсчета.
  • Ориентация во временах года, расположении предметов относительно друг друга

Речевое

  • Использование простых грамматических форм.
  • Интерес к общению.
  • Расширение активного и пассивного словарного запаса
  • Самостоятельное получение новой информации.
  • Развитый навык словообразования
  • Произношение всех звуков и самостоятельное определение ошибок.
  • Использование обобщающих и многозначных слов

Художественно эстетическое

  • Интерес к песням, сказкам, рассказам.
  • Умение использовать материалы изобразительного искусства (краски, карандаши, фломастеры).
  • Детальное изображение предмета, формирование сюжета.
  • Знание материалов и средств искусства.
  • Знание всех цветов и оттенков.
  • Интерес к музыке
  • Навыки рисования, лепки, аппликации.
  • Определение основного замысла предмета творчества.
  • Восприятие музыки, фольклора, народного творчества

Физическое

  • Развитие крупной моторики.
  • Участие в простых подвижных играх.
  • Элементарная ориентировка в пространстве
  • Ритмичные движения с речевым сопровождением.
  • Навыки личной гигиены.
  • Выполнение утренней зарядки
  • Выполнение движений по словесной инструкции.
  • Сохранение темпа во время выполнения.
  • Подчинение правилам во время подвижных игр

Результат усваивания ребенком программы зависит от многих факторов, поэтому проводится коррекция методики с учетом индивидуальных особенностей.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним

** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям


Статьи по теме


Основная характеристика детей с нарушениями речи

Основная характеристика детей с нарушениями речи

Речь – это процесс обмена информацией и мнением...

Профилактика дефектов речи у детей разных возрастных групп

Профилактика дефектов речи у детей разных возрастных групп

Речевые нарушения – комплекс заболеваний, которые...

Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития

Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития

Ребёнок с нормальным речевым развитием к 4-5 годам...

Медикаментозные препараты при задержке речевого развития у детей

Медикаментозные препараты при задержке речевого развития у детей

Появление проблем с речевым развитием – проблема,...