Основная характеристика детей с нарушениями речи

Речь – это процесс обмена информацией и мнением между людьми посредством условных символов и звуков. Она играет центральную роль в формировании личности ребенка, его самооценки, психического здоровья, способности излагать мысли и адаптироваться в социуме. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи охватывает как причины возникновения речевой патологии, так и характерные симптоматические комплексы каждой из них. Последствия отклонений в речевой деятельности при сохраненном слухе и интеллекте одинаковы для всех представителей данной категории. Они проявляются изменениями в психике ребенка, трудностями в обучении и общении со сверстниками, поэтому психология детей с нарушениями речи требует тщательного изучения.

Понятие речевого нарушения

Расстройство речевой деятельности представляет собой собирательный термин. Он подразумевает наличие отклонений в психофизиологических механизмах и отставании от возрастной нормы уровня речевого развития. Причины, вызывающие данное патологическое состояние, можно поделить на две группы:

Фактор

Биологическая

Социальная

Процесс в основе нарушения

Патогенные факторы инфекционного или механического характера, воздействующие на организм в период беременности и первые дни жизни

Отсутствие контроля и грамотной работы с детьми в периоды формирования речи

Примеры

Родовые и послеродовые травмы, инфекции мозговых тканей

Чрезмерная нагрузка в развитии речи или при изучении дополнительного языка

Важно! 1-3 года и 6-7 лет – критические периоды в формировании речи ребенка, когда он наиболее неустойчив к воздействию биологических и социальных факторов

Классификация патологий речи

Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями подразумевает выделение нескольких групп патологий, основываясь на таких факторах:

  • первопричина возникновения и развитие патологии;
  • клиническая картина;
  • глубина расстройства речи;
  • используемая методика психолого-логопедического обследования и лечения детей с нарушениями речи.

Учитывая этиологические и симптоматические критерии недуга, выделяют две базовые классификации речевых нарушений:

Вид

Психолого-педагогическая

Клинико-педагогическая

Принцип классификации

Расстройства речи разделяются на нарушения применения языковых средств и нарушения компонентов речи

Нарушения разделяются на устные и письменные, которые в свою очередь делятся на расстройства внешнего и внутреннего (семантического) оформления

Пример

Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (ФФНР И ОНР), заикание

Расстройство звукопроизношения, ускорение или замедление темпа голоса, его полное отсутствие, полное или частичное нарушение чтения и письма

Клиническая картина нарушения речи у детей

Формирование психологических и поведенческих особенностей детей с нарушениями речи происходит вследствие патологических изменений в центральной нервной системе. В зависимости от характера изменений, симптомы недуга могут проявляться в различных сферах. Ребенок с нарушением речи:

  • эмоционально нестабилен;
  • склонен к частой смене настроения и проявлению агрессии;
  • вялый;
  • находится в подавленном состоянии;
  • часто проявляет беспокойство, что можно объяснить сложностями в социальной адаптации таких детей;
  • является изгоем среди сверстников.

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями часто выявляет утомление, которое накапливается к концу рабочего дня и недели и сопровождается расстройством сна, тошнотой и сильными головными болями.

Проблемы в обучении возникают на фоне неусидчивости, низкой работоспособности и неустойчивости памяти. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечает ограниченность мышления и расстройство психики вследствие скудного словарного запаса или даже невозможности говорить, что затрудняет обучение способности синтезировать и выражать собственное мнение.

Уровни развития речи детей с ОНР

Общее недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, при котором наблюдаются отклонения от нормы в звукопроизношении, лексике, смысловой структуре предложений и грамматике.

Основываясь на степени развития нарушений, принято выделять 4 уровня ОНР:

Уровень ОНР

Проявление

Пример

I

Полное отсутствие речи или недоразвитие словесных средств. Ребенок выражает мысли посредством мимики, жестов, наборов звуков и невнятных одиночных слов

Обозначение животных посредством имитации характерных для них звуков:
«гав-гав» при указании на собаку

II

Употребляются фразы и обиходные слова, однако они редко связаны между собой грамматически или по смыслу. Отмечается нарушение слоговой структуры. Словарный запас скудный, однако помимо существительных включает в себя глаголы, прилагательные, наречия и местоимения

Ребенок искажает произношения слов:

«Кепсук» вместо «кетчуп"

III

Фразовая речь уже более развита, однако преобладают существительные с глаголами. Скудность слов, способных дать характеристику предмета. Недоразвитие грамматических форм языка и затрудненность общения

Кривые словесные конструкции, несогласованность окончаний:

«Пить из чашка»

IV

Наблюдаются незначительные лексические и фонетические ошибки, неточности в подборе слов и падежей

Подбор близких по значению, но неподходящих слов:

«Я почистил свою комнату», вместо «Я убрал свою комнату»

Если в первых двух уровнях ОНР рекомендуется обратиться к специалисту, то III и IV уровни могут поддаваться коррекции дома. Существует множество методик, по которым ребенок может заниматься с родителями.

Особенности поведения в коллективе

Психологической особенностью детей с нарушениями речи является неспособность строить нормальное общение со сверстниками. Это проявляется в снижении потребности к коммуникации, отсутствии возможности синтезировать и внятно выражать свою точку зрения, поддерживать диалог и ориентироваться в различных социальных ситуациях. Общение со взрослыми чаще строится в игровой форме, облегчая понимание друг-друга, но тем самым отличаясь содержательной бедностью и низкой информативностью. Поддерживая такое взаимодействие, родители сами усугубляют состояние ребенка, не давая ему толчка для развития своих речевых навыков.

При общении со сверстниками, дети с неспособностью грамотно излагать мысли оказываются изгоями. Они склонны подвергаться гонению и агрессии со стороны более развитых в речевых навыках членов группы. Итогом может стать полный отказ от общения, замкнутость, нервозность и нежелание находиться в социуме.

Важно! Для предотвращения негативного опыта взаимодействия со сверстниками, необходимо заниматься восстановлением речевых навыков еще в дошкольном возрасте

Принципы логопедической помощи

Логопедия – это одна из педагогических наук, которая занимается изучением, диагностикой и терапией различных форм речевых нарушений. Анализируя причину возникновения, механизм развития патологии и симптоматику недуга, специалист способен подобрать комплекс необходимых упражнений. Методики психолого-логопедических обследований детей с нарушением речи включают в себя:

  • изучение медицинской карточки ребенка;
  • анализ данных про семью и окружение;
  • активное и пассивное наблюдение;
  • беседы, интервью, опросы;
  • анкетирование и тестирование;
  • эксперимент.

Для страдающих дисфункцией речи предусмотрены специальные учреждения и отделения, где проводится психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями и акцентируется внимание на оказание квалифицированной логопедической помощи. Существуют частные и государственные кабинеты с практикующими логопедами, стационары, санатории, специализированные детские сады и школы. Такое разнообразие дает возможность подобрать грамотного специалиста и избавиться от недуга под контролем врачей и педагогов.

Принципы работы учреждений по коррекции расстройств речи

Детские сады и школы, предусмотренные специально для детей с логопедическими патологиями, одновременно оказывают помощь в борьбе с недугом. Они предотвращают возникновение множества проблем в общении со сверстниками, которые присутствуют в группах людей с сильно отличающимися речевыми навыками. Ранняя психодиагностика после проявления первых симптомов патологии помогает предотвратить развитие заболевания и своевременно получить направление в необходимое учреждение.

Для облегчения соблюдения методик терапии, подходящих отдельно каждому виду недуга, поступивших детей принято разделять на три группы:

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием;
  • с общим недоразвитием речи;
  • с заиканием.

Коррекция нарушений речи в специальных учреждениях проходит под контролем логопедов и психологов. Внимание акцентируется на расширении словарного запаса, проведении специальных упражнений, ознакомлении с базовыми правилами лексики и фонетики. Много внимания уделяется мотивации ребенка к саморазвитию и различного рода деятельности. Задача педагогов – оказание корректной помощи в устранении нарушений, при этом избегая психологического давления. На основе психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи выработана специальная методика взаимодействия с учениками, которая подразумевают:

  • переспрашивание;
  • одобрение и мотивация к дальнейшему развитию навыков;
  • наводящие вопросы;
  • коррекция ошибок при помощи советов и подсказок;
  • демонстрация упражнения с последующей просьбой повторить;
  • обучение на личном примере тому, как надо выполнять задание.

Логопсихология и логопедагогика занимаются рассмотрением проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями речи, разрабатывая эффективные методики для коррекционного педагогического воздействия в комплексе с логопедической работой.

Выявления задержки умственного развития

Нарушением речи принято называть группу расстройств, проявляющихся при нормальном уровне интеллекта. Поэтому перед врачами при постановке диагноза и выяснении причины патологии стоит задача отличить задержку умственного развития от речевой дисфункции. В ходе проведения ряда упражнений с обследуемыми детьми был выявлен ряд закономерностей. Дети с нормальным интеллектом во время выполнения работы охотно принимают помощь, справляются с тяжёлыми расчетными задачами и полностью концентрируются на занятии. Ребенок с задержкой умственного развития легко отвлекается и испытывает трудности с решением метаматематических заданий. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи подразумевает:

  • составление рассказа по картинке;
  • пересказ истории;
  • описание предмета;
  • анализ словарного запаса.

Во время психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями и умственным отставанием акцентируется внимание на умение строить предложения, связанные по смыслу фразы, звукопроизношение, владение частями речи.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним

** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям


Статьи по теме


Профилактика дефектов речи у детей разных возрастных групп

Профилактика дефектов речи у детей разных возрастных групп

Речевые нарушения – комплекс заболеваний, которые...

Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития

Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития

Ребёнок с нормальным речевым развитием к 4-5 годам...

Адаптированная программа развития дошкольников с нарушением речи

Адаптированная программа развития дошкольников с нарушением речи

Развитие человека во многом зависит от формирования...

Медикаментозные препараты при задержке речевого развития у детей

Медикаментозные препараты при задержке речевого развития у детей

Появление проблем с речевым развитием – проблема,...