Речевые нарушения и причины их возникновения

Хорошей чертой человека является коммуникабельность. Эта способность позволяет находить общий язык с разными людьми. К сожалению, не всегда эта возможность предоставляется в полном объеме. Существуют различные речевые нарушения и причины их возникновения разнообразны. Отсутствие вербальной коммуникации зачастую приводит к проблемам в социальной адаптации, профессиональной деятельности и затрагивает, как детей, так и взрослых.

Что такое логопедия и чем она занимается

Логопедия - наука, которая изучает речевые нарушения и причины их возникновения. Название ее происходит от греческого слова «logos», что в переводе означает «слово». Данная отрасль, кроме выявления, отвечает за профилактику и устранение вербальных расстройств. Логопедию относят к педагогической науке, так как в основу входит воспитание и специализированное обучение, направленное на коррекцию речевых дефектов. Наиболее часто помощь логопеда (специалист по речевым нарушениям) необходима детям. Это связано с недостаточной тренированностью органов речи, а именно губ и языка.

Кроме того, некоторые отделения больницы содержат в своей структуре кабинет логопеда. Чаще всего он необходим в неврологическом, психиатрическом и гериатрическом стационаре, где чаще всего наблюдаются речевые нарушения. В основном они возникают как осложнение какой-либо патологии.

Виды речевых расстройств

Существует несколько классификаций нарушений речи в зависимости от сферы деятельности, в которой встречается данная проблема.

Медицинская дифференцировка основана на этиологическом факторе, который вызвал данную патологию.

  • Первичная. Характеризуется дефектами речи при сохраненном зрении, слухе и интеллекте. При этом происходит нарушение, как экспрессивной, так импрессивной речи. Причины первичных речевых нарушений связаны с повреждением во внутриутробном развитии мозговых центров Брока и Вернике. Первый отвечает за воспроизведение, второй за понимание и усвоение устной речи.
  • Вторичная. Дефект устной коммуникации возникает вследствие нарушений со стороны органов слуха, зрения и интеллекта. Также, условиями для появления патологии являются неврологические расстройства, тяжелые соматические заболевания, недоразвитие или травмы челюстно-лицевого аппарата.

Клинические варианты речевых нарушений

Клинико-педагогическая классификация нарушений устной речи основана на психолого-лингвистических критериях. К ним относятся фонационная (внешняя, или произносительная) и структурно-семантическая (внутренняя) структура высказывания.

Нарушение фонационного оформления включает в себя дефект голосообразования, звукопроизносительной и темпоритмической организации. Данные расстройства могут встречаться как в комплексе, так и отдельно друг от друга. Различают следующие виды нарушений:

  • Дисфония, характеризуется отсутствием (афония) или нарушением образования голоса. Условия возникновения данного патологического состояния могут быть органические и функциональные. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Возникает вследствие утрудненной способности издавать звуки или при умственной отсталости.
  • Тахилалия, или патологически ускоренная речь. При данном расстройстве скорость произношения составляет 20-30 звуков в секунду. Кроме того, наблюдается речевой аграмматизм. Это длительные необоснованные паузы во время высказываний.
  • Заикание - темпо-ритмический вербальный дефект, возникающий вследствие судорог органов артикуляции. Проявляется данное расстройство частыми (более 10%) непроизвольными остановками, паузами или вынужденным повторением отдельных звуков и слогов.
  • Дислалия - речевое нарушение, возникающее при нормальном состоянии звуковых, слуховых анализаторов, иннервации органов артикуляции и восприятия информации.
  • Ринолалия - паталогический дефект, проявляющийся нарушением тембра голоса и звукопроизношения вследствие анатомо-физиологических нарушений.
  • Дизартрия - нарушение иннервации речевого аппарата, которое проявляется дефектом или отсутствием звуковой реализации социальной коммуникации.

Нарушения структурно-семантической организация высказывания могут проявляться алалией. Для данной патологии характерный моторный дефект, проявляющийся плохим воспроизведением, но хорошим пониманием обращенной речи. Кроме того, нарушения внутренней организации может проявляться в виде афазии. Основным отличием от алалии является расстройство уже сформировавшейся речи.

Причины речевых нарушений

Аутизм – одна из причин развития речевых нарушений (фото: www.wstore.f-rpg.ru)
Аутизм – одна из причин развития речевых нарушений (фото: www.wstore.f-rpg.ru)

Появление речевых расстройств должно настораживать врача, так как, это может быть первым сигналом о наличие серьезной проблемы в организме. Кроме того, данная патология приводит к социальной дезадаптации.

Различают приобретенные и врожденные речевые нарушения. Основные причины дефекта в первом случае является родовая травма и врожденные пороки развития. При этом в постановке диагноза помогает анализ жизненного и акушерского анамнеза. Речевые расстройства в данном случае проявляются в детском возрасте в виде алалии, заикания, дизартрии. Кроме того, вербальные дефекты в данной группе людей возникают при хромосомных аберрациях, генетических заболеваниях и аутизме.

Причины и виды речевых нарушений, приобретенных в течение жизни, разнообразны и зависят от множества факторов. Последствием перенесенного инсульта может стать моторная или сенсорная афазия. Основные причины нарушений:

  • Посттравматические. Причина возникновения вербальной декоммуникации связана с непосредственным повреждением определенного участка мозга. Иногда появление данной симптоматики сопровождается другими очаговыми повреждениями мозга.
  • Неврологические. Речевые дефекты в данном случае имеют центральное и периферическое нервное происхождение. При этом возникают аутоиммунные воспалительные и дегенеративные процессы, которые ведут к нарушению нервной передачи импульса. Наиболее частыми причинами данного состояния являются: онкологические заболевания головного и спинного мозга, инсульт (ишемический, геморрагический), боковой амиотрофический и рассеянный склероз, эпилепсия, а также инфекционные заболевания нервной системы (энцефалит, менингит).
  • Психические. Причины нарушения речи кроются, как в патологическом действии самого заболевания, так и в умственной отсталости, которая его осложняет. В первом случае, устная коммуникация может ускоряться, замедляться, прерываться. Также отмечаются скачки мыслей, повторения отдельных фраз. Нарушения речи при умственной отсталости возникают вследствие бедного словарного запаса, снижения памяти и концентрации. Данное осложнение проявляется в виде алалии и афазии.
  • Периферические. Иннервация и мозговая регуляция при данном виде нормальная. Причина возникновения речевого дефекта в нарушении анатомической или функциональной структуры голосового аппарата (гортань, язык, губы и др.).

Методы диагностики речевых нарушений, коррекция, профилактика

С самого рождения особое внимание должно уделяться психическому и физическому развитию ребенка. Речевая коммуникация - зеркало центральной нервной системы (ЦНС), поэтому данному критерию должно уделяться особое внимание. Определить причину позволяет тщательно собранный анамнез жизни и родов. Помимо этого, нужно определить точный вид речевого нарушения, который может быть характерным для определённого заболевания. Подтвердить наличие органической патологии возможно при помощи инструментальных методов исследования, а именно:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ). Данное исследование определяет изменение биоэлектрических потенциалов мозга. ЭЭГ чувствительна к малейшим структурным и функциональным изменениям в любой части коры, в частности речевых центров. Изменения электрических потенциалов регистрируется при эпилепсии, которая часто приводит к вербальной декоммуникации.
  • Компьютерная томография (КТ). Данный метод является особо значимым в диагностике инсульта, а именно геморрагического при котором наблюдается кровоизлияние в мозг.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ). Данное исследование является более информативным в определении ишемического инсульта, а также незаменимо в диагностике онкопроцесса.
  • УЗ-сосудов головного мозга и др. Старческая деменция, которая сопровождается речевыми расстройствами. Во многих случаях связана с нарушением гемодинамики. УЗ – это качественный и безопасный метод оценки сосудов головы.

В первую очередь лечение должно быть направлено на устранение основной причины речевого дефекта. Например, если у пациента наблюдается афазия на фоне ишемического инсульта, то сначала им (больным) нужно избавиться от ишемии тканей мозга. После нормализации состояния больного переходят к восстановлению функции речи. Реабилитация проводится при личной встрече с логопедом и продолжается дома, в повседневной жизни.

Систематические занятия могут полностью возобновить утраченную способность говорить. Однако существуют заболевания, при которых невозможно восстановить речевую функцию. Например, шизофрения всегда сопровождается тотальной необратимой деменцией, которая не поддается коррекции. Профилактика заключается в предупреждении основных причин, а также в постоянной умственной работе.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним

** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям


Статьи по теме


Аспекты полиморфного нарушения звукопроизношения

Аспекты полиморфного нарушения звукопроизношения

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это один...

Нарушения речи при детском церебральном параличе

Нарушения речи при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич – это группа...

Строение речевого аппарата, этиология и патогенез заикания

Строение речевого аппарата, этиология и патогенез заикания

По данным мировой статистики, частота речевых...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Речь существенно облегчает жизнь человека, помогает...

Нарушение темпа речи: обзор проблемы

Нарушение темпа речи: обзор проблемы

В повседневной жизни большинство людей редко обращает...