Детское заикание: как избавиться от дефекта в домашних условиях

Появление в семье ребенка с заиканием является поводом для беспокойства родителей. Нарушение плавности и темпа речи без своевременной коррекции становится серьезным препятствием для социального становления личности во взрослой жизни. Эффективность терапии напрямую зависит от длительности и воздействия на все сферы жизни ребенка: детский сад, друзья, школа и семья. Однако все это требует постоянного контроля и внимания к выполнению рекомендаций. Именно поэтому многих родителей интересуют способы лечения заикания у детей в домашних условиях.

В чем заключаются методы коррекции заикания

Результат лечения любой патологии зависит от непосредственного воздействия на этиологический фактор. Для заикания не существует единого мнения об основной причине. Ученые выделяют предрасполагающие условия (наследственность, родовая травма) и триггеры – пусковые воздействия (психологическая травма, сильный испуг и др.).

Детские неврологи, педиатры и логопеды склоняются к тому, что почвой для развития заикания являются патологии нервной системы. Выделяют два основных механизма возникновения нарушений:

  • Формирование патологического очага в центре речи головного мозга, который синтезирует множество импульсов, без адекватного периода рефрактерности («отдыха»). В таком случае заикание у детей представлено чередой судорожных движений голосовых мышц. Разговорная речь звучит, как застрявшая кассетная пленка: «ябло-ло-локо упа-па-па-ло».
  • Блок проведения импульса по моторным волокнам черепно-мозговых нервов. Данный вариант характеризуется возникновением стойкого спазма или атонии мышц: ребёнок начинает говорить прерывающимися фразами. На полсекунды речь останавливается, после чего возвращается нормальный ритм.

Условием эффективной борьбы с заиканием является определение уровня нарушения по соответствующим клиническим признакам. Используемые методы традиционной и нетрадиционной медицины направлены на подавление возникающих патологических импульсов.

Результат достигается путем отвлечения малышей от их дефекта с помощью игры, пения, занятий арт-терапии.

Кроме того, часто применяются способы коррекции дыхания. Правильная постановка направлений воздуха через голосовую щель и улучшение функционального состояния легких во многом определяет качественные показатели речи.

Варианты лечения заикания дома

Лечение заикающихся детей чаще всего проводится с помощью длительных курсов у логопеда, психолога, а также консультаций невролога. Однако после установления диагноза, посещение врачей – необязательно. Большинство используемых вариантов терапии успешно применяются в домашних условиях.

Наибольшей эффективностью в том, как избавить ребенка от речевых нарушений, обладает одновременное применение разнонаправленных методик.

  • Развитие мелкой моторики. Педиатрами установлена связь между двигательной активностью пальцев и губ в постановке правильной артикуляции. Этим объясняется сложность письменной речи у детей с дефектами устного разговора.
  • Дыхательная гимнастика, упражнения которой направлены на увеличение функциональной емкости легких, а также на координацию движений всего тела и сокращения дыхательных мышц. При правильном балансе, уже во время выполнения – выраженность заикания снижается.
  • Сказкотерапия – нетрадиционный метод лечения заикания у детей. Малышами разыгрываются различные сюжеты из сказок. Основная цель терапии – отвлечение ребенка от дефекта, создание условий игры, в которой нет психоэмоционального давления.
  • Арт-терапия – метод, направленный на визуализацию детьми внутренних тревог и страхов. Если триггерным фактором патологии является конкретная стрессовая ситуация, методы визуализации помогают принять и отпустить «причину» патологии.

Важно! Некоторые родители применяют методику «клин клином вышибают». Для заикающегося ребенка повторное сильное психологическое потрясение ещё больше усугубит ситуацию

Коррекция заикания с помощью дыхательных упражнений

В домашних условиях дыхательная гимнастика при заикании у детей является действенным методом выбора, поскольку нет необходимости в тренажерах и врачах-специалистах. Условные требования: свежий воздух и квадратный метр площади для выполнения движений.

Наибольшей популярностью среди логопедов пользуется гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Цикл состоит из 96-разового («стрельниковская» сотня) повторения одного упражнения, с точным выполнением движений во время дыхательного акта.

Комплекс упражнений для новичков:

  • «Ладошки». Исходное положение: стоя, руки перед собой, согнутые в локтевых суставах, ладонной поверхностью от себя. Через нос проводится шумный глубокий вдох. В это время ладошки сжимаются в кулак. На выдохе (пассивном, без активного сокращения дыхательных мышц) – разжимаются. В первом подходе 4-8 комплексов «вдох-выдох», затем пауза до 5 секунд. Упражнение заканчивается по выполнению 96 дыхательных комплексов.
  • «Погончики». Исходное положение: стоя, руки приведены к туловищу, сжаты в кулаки и согнуты в локтевых суставах до 45°. На активном вдохе ребенок производит отталкивающее движение рук по направлению к полу. На вдохе – возвращает в исходное положение.
  • «Накачивание шины» или «насос». Исходное положение: стоя, слегка наклонившись вперед, без напряжения мышц (спина круглая). Во время вдоха необходимо максимально наклониться вперед, на выдохе – вернуться в полусогнутое положение.

Представленный выше цикл является базовым. В случае если ребенок начинает заикаться сразу после занятия с простыми упражнениями – гимнастика отменяется. После полного осваивания начального комплекса (через 1-2 недели) движения усложняются поворотами головы и туловища.

  • «Кошка» или танцующее упражнение. Исходное положение малыша стоя, ноги в свободном приседе, руки согнуты в локтевых суставах, кисти расслаблены. На вдохе проводится поворот туловища и легкое сгибание ног в коленях, на выдохе – прямо. Следующий вдох сопровождается поворотом в другую сторону.
  • «Ушки». Во время активного вдоха выполняются поочередные наклоны головы в левую и правую сторону, на выдохе – прямое положение. Происходит имитация дотрагивания ухом плеча, отсюда название.

Важно! Для детей с тяжелой соматической патологией (заболеваниями легких, сердца, органов пищеварения) комплекс упражнений проводится в исходном положении сидя или лежа

Арт-терапия для лечения нарушений речи

Арт-терапия – распространенный метод коррекции заикания у детей (фото: www.emaze.com)
Арт-терапия – распространенный метод коррекции заикания у детей (фото: www.emaze.com)

Проведение сеансов арт-терапии от заикания в домашних условиях сопровождается некоторым риском для ребенка ухудшить состояние. Неправильное использование образов и ассоциаций, проведение игры с ребенком в плохом настроении – ведет к образованию новых факторов, блокирующих развитие речи.

В зависимости от интересов и возраста, нетрадиционные методы лечения предлагают варианты занятий:

  • Раскрашивание. Для отвлечения ребенка используются обычные книжки с рисунками животных или сказочных персонажей. В старшем возрасте используются нейтральные антистрессовые иллюстрации с большим количеством мелких деталей.
  • Рисунок. Метод подразумевает возможность самовыражения: движения кисти не ограничены линиями печати. На листе бумаги изображаются все желания и страхи детей. Психологический анализ выбранных цветов, воспроизведенных форм определяет степень выраженности и вероятный провоцирующий фактор.
  • Создание коллажа. Чаще проводится с детьми среднего школьного возраста.

Метод включает различные виды плетения украшений, лепки из глины или пластилина. Важным преимуществом арт-терапии в том, как избавить ребенка от заикания, является одновременное психологическое расслабление и развитие мелкой моторики рук.

Рекомендации родителям по домашнему лечению

В специальных логосадах не говорят о том, как вылечить заикание у ребенка, ограничиваются терминами «коррекции» и «снижении выраженности дефекта». Все зависит от приложенных усилий, терпения и системности работы. Избавление ребенка от патологии речи должно сопровождаться активной родительской поддержкой.

Врачи советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не стоит заставлять малыша повторять проблемное слово до тех пор, пока не произнесет без ошибок.
  • Необходимо слушать то, что говорят дети, а не то, как они это делают.
  • Нельзя постоянно напоминать ребенку о том, что он заикается. Таким образом, формируется зацикленность на патологии.
  • Детей нужно хвалить за все, даже незначительные победы. Этот прием позволяет настроить отношения взаимного доверия в семье.
  • Помогать и поддерживать попытки ребенка стать лучше.

Ни в одном современном протоколе медицинской помощи не написано, как избавить детей от заикания одномоментно и навсегда. Результат достигается только продолжительным, упорным совместным трудом, однако достижение поставленной цели абсолютно реально и без вмешательства врачей.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним

** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям


Статьи по теме


Упражнения от заикания детей и взрослых

Упражнения от заикания детей и взрослых

Маленькие детки начинают издавать кое-какие...

Таблетки от заикания у взрослых: как принимать

Таблетки от заикания у взрослых: как принимать

Нередко можно встретить людей, ощущающих дискомфорт...

Медикаментозная терапия заикания у детей

Медикаментозная терапия заикания у детей

Нарушение развития речи сопровождается не только...

Причины возникновения заикания и генетическая предрасположенность

Причины возникновения заикания и генетическая предрасположенность

Заикание, также известно, как логоклония. Является...

Логопедический массаж для лечения заикания у детей

Логопедический массаж для лечения заикания у детей

Заикание – это нарушение темпа и плавности речи,...

Курсы рисования в Москве