Дыхательная гимнастика Стрельниковой для лечения заикания у детей

Заикающиеся дети – довольно частое явление в современном обществе. Родители и многие врачи не считают заикание серьезной патологией, поэтому не назначается специализированное лечение с целью «пройдет, перерастет». Однако сильная информационная перегрузка нервной системы с помощью усиленной компьютеризации и модернизации жизни только усложняет развитие нормальной артикуляции речи у детей. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании – один из наиболее эффективных методов терапии нарушений плавности и темпа разговора.

Заикание: в чем заключается патология, причины возникновения

Заикание (логоклония, логоневроз) – нарушение темпа и плавности речи, обусловленные спазмом артикуляционных мышц, что проявляется повторяющимися звуками слова или разрыванием фразы с короткими паузами.

Механизм возникновения патологии связан с усиленной импульсацией из центра речи (центр Брока) в коре головного мозга. Учащенные сигналы проходят по нервным волокнам к исполняющим органам – мышцам гортани (голосовым связкам), языку и губам. Заикание обусловлено нарушенной координацией сокращения групп мышц.

Логопеды и неврологи различают такие виды заболевания:

  • Тоническую. Механизмом данного варианта является стойкое повышение тонуса голосовых мышц (как при параличе), вследствие чего человек не может продолжить говорить, возникает пауза.
  • Клоническую. Мышцы губ, языка и гортани во время нормальной речи начинают судорожно сокращаться, поэтому возникает повторение фраз.

Единой установленной причины заикания у детей нет. Существуют предрасполагающие факторы, при которых у ребенка повышается риск возникновения заболевания.

  • Спазмофилия в раннем возрасте – патология, которая возникает вследствие сниженного уровня кальция в крови и сопровождается судорожными сокращениями мышц.
  • Генетическая предрасположенность. Существует теория о наследственном механизме возникновения заболевания.
  • Задержка речевого развития (ЗРР) или общее недоразвитие речи (ОНР) у детей возрастом до 6-ти лет.
  • Двуязычные семьи или изучение множества иностранных языков с раннего возраста. Усиленная информационная нагрузка на нервную систему провоцирует патологическую импульсацию.

Кроме того, существует психологическая составляющая заикания: при повышенном уровне тревоги, неблагоприятной обстановке в семье, после психологической травмы многие дети начинают заикаться.

Методы лечения заикания

Работа с логопедом – важная составляющая в терапии заикания (фото: www.radugaland.ru)
Работа с логопедом – важная составляющая в терапии заикания (фото: www.radugaland.ru)

Терапия данного нарушения подразумевает объединение работы логопеда, детского невролога и психолога. До начала лечения, направленного на избавление от заикания, необходимо исключить патологии дыхательных путей и нервной системы, которые могут нарушать речь (опухоли, воспаления и др.). Для логоневроза применяются следующие методы коррекции:

  • Традиционные. Используются комплексы упражнений, которые устанавливают дыхание на свободный и плавный поток воздуха. Применяются варианты дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой.
  • Нетрадиционные, которые включают точечный массаж. При механическом воздействии на активные точки, расположенные на лице, ладонях и стопах, патологический импульс отводится от речевого центра, речь нормализуется.
  • Медикаментозная терапия, основанная на препаратах основного тормозящего медиатора нервной системы – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Вещество замедляет передачу по нервным синапсам, разрывает патологически замкнутые круги, по которым циркулирует импульс.

Кроме того, на результативность лечения влияет работа с психологом, преодоление тревоги, нормализация отношений в семье и со сверстниками.

Комплекс дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой

Выполнение упражнения «Ладошки» в группах логосада (фото: www.detki55.ru)
Выполнение упражнения «Ладошки» в группах логосада (фото: www.detki55.ru)

Эффективность дыхательной гимнастики зависит от регулярности выполнения и техники. Логопедами рекомендуется выполнять весь комплекс 2 раза в день (утром и вечером).

Особенность метода – установленное количество повторений (96 – «сотка»), меняется только интенсивность. В первые дни выполняется по 8 «вдохов-движений» в 12 подходов с интервалом 3-5 секунд.

Упражнения и техника выполнения представлены в таблице:

Упражнение

Как выполняется

«Ладошки»

В положении стоя. Руки согнуты в локтевых суставах, ладонями вперед.

Во время глубокого и быстрого вдоха носом ладони сжимаются, разжимаются на пассивном выдохе. Воздух должен выходить из легких свободно, без напряжения мышц

«Погончики»

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтевом суставе до 60-70°, кисти сжаты в кулак. На вдохе руки выпрямляются в локтях с имитацией отжимания. После чего возвращаются в исходное положение на пассивном выдохе

«Накачивание шины» («насос»)

Исходное положение: стоя, наклонившись вперед, согнув круглую спину. Руки свободно опущены вниз. Во время глубокого вдоха носом ребенок наклоняется ниже (носом к полу), на выдохе – в исходное положение

«Кошка» (приседания с поворотом)

Ребенок находится в положении стоя, руки опущены. На вдохе выполняются непринужденные танцевальные движения: сгибание ног в коленях, неглубокое приседание, сгибание рук в локтевых суставах и повороты туловища влево и вправо.

Пассивный выдох сопровождается возвращением в исходное положение. На вдохе чередуются повороты в разные стороны

«Обними плечи»

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтевых суставах, разведены в стороны на уровне плеч, кисти сжаты в кулаки.

На вдохе руки сводятся в попытке «обнять свои плечи», располагая одно предплечье над другим. С пассивным выдохом руки разводятся.

После осваивания стандартной методики, можно осложнить закидывания головы назад на вдохе

Первые три упражнения считаются базовыми и входят в комплекс для новичков.

Важно! Для детей в тяжелом состоянии дыхательная гимнастика выполняется в положении сидя; «ладошки», «погончики» - даже лежа

Эффективность гимнастики по Стрельниковой

Голос и речь формируются при прохождении потока воздуха через заданное голосовыми связками отверстие, после чего вступают в роль язык и мышцы губ для воссоздания необходимых звуков. Заикание может быть результатом патологии органов дыхания, недостаточном объеме легких. Поэтому программы на специализированных курсах предусматривают проведение дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой.

Преимуществом комплекса при заикании у детей является выполнение глубокого вдоха (авт. «в спину») на высоте исполняемого упражнения. Сочетание вдоха и физической нагрузки максимально задействует диафрагму (основную дыхательную мышцу) и межреберные мышцы, повышая эффективность дыхания. Авторская система упражнений применяется для лечения органов дыхания у детей и подростков, для реабилитации после травм.

Выбор метода дыхательной гимнастики обусловлен технической простотой. Для проведения комплекса упражнений требуется квадратный метр площади и свежий воздух.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним

** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям


Статьи по теме


Детское заикание: как избавиться от дефекта в домашних условиях

Детское заикание: как избавиться от дефекта в домашних условиях

Появление в семье ребенка с заиканием является...

Упражнения от заикания детей и взрослых

Упражнения от заикания детей и взрослых

Маленькие детки начинают издавать кое-какие...

Таблетки от заикания у взрослых: как принимать

Таблетки от заикания у взрослых: как принимать

Нередко можно встретить людей, ощущающих дискомфорт...

Медикаментозная терапия заикания у детей

Медикаментозная терапия заикания у детей

Нарушение развития речи сопровождается не только...

Причины возникновения заикания и генетическая предрасположенность

Причины возникновения заикания и генетическая предрасположенность

Заикание, также известно, как логоклония. Является...