Гиперактивные дети склонны к постоянному отвлечению и неумению концентрироваться на конкретной задаче. Такие малыши способны шокировать своим поведением, иногда – раздражать. Детей постоянно ругают воспитатели и учителя, любящие родители также не в восторге. Малыш не хочет запоминать новую информацию, учиться, нарушает дисциплину. По статистике, гиперактивность встречается у 18% детей и чаще развивается у мальчиков.
Болезни, для которых характерен данный симптом:
- гипоксия;
- родовая травма;
- метаболические (обменные) нарушения.
Содержание:
- Что такое гиперактивность у детей
- Отличие гипер- от здоровой активности
- Причины СДВГ
- Кто в группе риска
- Классификация СДВГ
- Симптомы СДВГ у детей разных возрастных категорий
- К какому специалисту обращаться
- Диагностика СДВГ
- Коррекция СДВГ
- Физическая активность
- Особенности питания
- Самостоятельные действия родителей
- Возможные последствия гиперактивности
- Особенности процесса обучения
- Прогноз и профилактика СДВГ
Что такое гиперактивность у детей
Гиперактивностью называют форму расстройства, которая часто встречается у детей группы дошкольного и раннего школьного возраста. Симптомы обусловлены нарушением концентрации внимания, заключаются в чрезмерной подвижности и энергичности малыша, который постоянно возбужден.
Отличие гипер- от здоровой активности
Здоровая активность – энергичная деятельность. Гиперактивность означает «превышение нормы». Активный малыш:
- отдает предпочтение подвижным играм, чем пассивным (пазлы, конструктор), но если ему интересно – может и замок построить и сказку послушать;
- быстро разговаривает и задает бесконечные вопросы;
- не страдает хроническими нарушениями сна и кишечными расстройствами;
- активный, но не всегда и не везде (в гостях у малознакомых людей спокойный и стеснительный);
- неагрессивный (может дать сдачи, но не станет обижать без причины).
Гиперактивный малыш:
- находится в постоянном движении и не может себя контролировать, ему тяжело остановиться и отдохнуть. Когда ребенок устает, все равно двигается до тех пор, пока не начнется истерика;
- быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает до конца то, что ему говорят. Задает множество вопросов, но не имеет терпения выслушать ответ или объяснение;
- ребенка тяжело уложить спать, его сон неспокойный. Малыш часто просыпается среди ночи. Страдает кишечными расстройствами и аллергией;
- не реагирует на запреты. При любых обстоятельствах всегда и везде ведет себя одинаково активно;
- агрессия ребенка неконтролируемая. Он дерется без повода, кусается, царапается, толкается.
Важно! Гиперактивность – состояние, при котором ребенок чрезмерно подвижен, неспособен концентрировать внимание, импульсивен. Родителям следует быть внимательными к поведению малыша. Чем раньше обнаружить патологию и начать коррекцию – тем лучше прогноз
Активный ребенок интересуется окружающим миром и старается максимально с ним взаимодействовать. Малыш проявляет здоровый интерес ко многим вещам и развивается, осваивая новые навыки. Гиперактивность – патологическое состояние, которое осложняет жизнь, как детям, так и родителям.
Причины СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Конкретной причины не выявлено, но существуют факторы риска:
- СДВГ имеет генетическую природу и передается по наследству;
- курение и употребление алкогольных напитков матерью при беременности, недоношенность малыша и преждевременные роды;
- инфекционные заболевания нервной системы.
Механизм развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности заключается в дефиците нейромедиаторов (дофамин, норадреналин, серотонин).
Кто в группе риска
Есть исследования, которые свидетельствуют о положительной корреляции между курением и употреблением алкоголя во время беременности и наличием СДВГ у детей. Повышенный уровень свинца в крови малыша влияет на развитие гиперактивности. Он токсически влияет на систему кроветворения. Многие обвиняют в развитии СДВГ пищевые добавки (синтетические красители) и доступность сладостей.
Классификация СДВГ
Синдром дефицита внимания делится на 2 типа:
- дефицит внимания, сопровождающийся гиперактивностью. Дети с таким типом расстройства ведут себя вызывающе, болезнь легче диагностировать. Им тяжело сосредоточить внимание на одном предмете. Дети импульсивны, подвижны, порой агрессивны, мешают проведению уроков в классе;
- дефицит внимания в чистом виде. Такой тип расстройства определить тяжелее. Это дети-мечтатели. Малыши будто и слушают, но на самом деле думают о чем-то отдаленном, легко отвлекаются. Они молчаливы, не особо активны и учитель на них не обращает внимания. Родители не понимают, почему у тихого, спокойного ребенка проблемы с учебой и считают, что причина - лень.
Во многих случаях расстройство связано с наследственными факторами и более распространено среди детей, один из родителей которого также страдает СДВГ. Заболевание часто встречается среди братьев и сестер таких малышей. Речь идет не о состоянии, которое проходит с возрастом, как думали раньше. Треть детей заканчивают страдать СДВГ в более зрелом возрасте. Однако основное изменение происходит в снижении гиперактивности и импульсивности, так как проблема внимания остается нерешенной. Считается, что СДВГ существует в любом возрасте.
Симптомы СДВГ у детей разных возрастных категорий
В дошкольном возрасте (от 3-х до 7-ми лет) первые проявления заболевания – гиперактивность и импульсивность. Чрезмерная активность проявляется в том, что малыш не может спокойно сидеть на месте и находится в постоянном движении. Ребенок слишком разговорчив, задает множество вопросов, но не выслушивает ответы. Импульсивность проявляется в необдуманных действиях. Малыш не ощущает ограничений в общении, вмешивается в разговоры. Дети нетерпеливы, бесшабашны, подвергают себя опасности. Иногда проявляют агрессивность, отстают в развитии речи от ровесников.
В школьном возрасте к указанным жалобам присоединяются плохое усвоение учебного материала, конфликты с учителями и сверстниками. Дети плохо налаживают социальные контакты. Они считают, что требования к ним завышены. По этой причине страдает самооценка ребенка, который чувствует себя одиноким.
К какому специалисту обращаться
При первых признаках заболевания следует обратиться к детскому психологу или психотерапевту. Врач проведет дополнительные методы диагностики и подберет лечение, максимально подходящее для маленького пациента.
Диагностика СДВГ
Диагностика включает в себя наблюдение за состоянием малыша. Для СДВГ характерны несколько критериев. Нарушение внимания диагностируется, когда присутствует 4 из 7-ми признаков:
- требует спокойной умиротворенной обстановки, не способен к работе и возможности сконцентрировать внимание на объекте;
- часто переспрашивает услышанный вопрос;
- легко отвлекается на внешние раздражители;
- путает детали рассказа;
- не заканчивает начатую ранее работу, бросает дело на полпути;
- слушает, но, кажется, что он не слышит;
- испытывает трудности в концентрации внимания.
Импульсивность диагностируется, когда присутствует 3 признака из 5-ти:
- выкрикивает в классе, шумит во время урока;
- чрезвычайно возбужденный;
- тяжело переносит ожидание своей очереди;
- слишком болтлив;
- задирает других детей.
Гиперактивность диагностируют, когда есть 3 из 5-ти признаков:
- влезает на мебель;
- всегда готов двигаться, чаще бегает, нежели ходит;
- суетливый, извивается и корчится;
- если что-нибудь делает, то с шумом;
- должен быть всегда чем-то занят.
Другие диагностические критерии включают проявление симптомов до 7-ми лет и их длительность как минимум 6 месяцев.
Коррекция СДВГ
Лечение СДВГ комплексное и состоит из таких компонентов:
- рекомендации родителям и детям о том, как справляться с заболеванием;
- обучение ребенка;
- при необходимости – прием лекарств, цель которых – повысить концентрацию внимания ребенка в его учебной деятельности.
С целью наблюдения и оценки успехов ребенка, лечение должно проводиться с участием педагогического коллектива школы. Также поддерживается постоянная связь между родителями, педагогами и врачами.
Совет врача! Общая двигательная активность с годами уменьшается, а у некоторых детей исчезает. Важно, чтобы ребенок к этому времени не обрел негативизма и комплексов, которые медленно будут разрушать его жизнь в подростковом возрасте
Для нормального развития ребенка необходимы понимание, помощь, правильное отношение к проблеме. Цель лечения – научить ребенка справляться с проблемами, которые ставит перед ним его состояние. Стоит научить малыша концентрировать внимание и помочь преодолеть социальные проблемы. Все это позволит ему стать зрелым без сниженной самооценки и отставания в учебе.
Физическая активность
Прогулки, физические упражнения, бег – очень полезны, они помогают сбросить излишек энергии. Но и тут следует избегать переутомления, которое перерастает в гиперактивность. Важно мягко остановить ребенка, обнять за плечи, отвлечь внимание – пусть он немного отдохнет. Ни в коем случае нельзя приказывать остановиться и отдохнуть.
Гиперактивным детям не следует участвовать в командных играх, которые сопровождаются сильными эмоциями (футбол, баскетбол, волейбол).
Особенности питания
Гиперактивный ребенок должен получать достаточно витаминов, микроэлементов, вареной, тушеной пищи, свежих овощей и фруктов. Ограничивают жареную, острую пищу, соленые и копченые продукты. Обязательное правило: если ребенок не хочет есть – не заставляйте его.
Самостоятельные действия родителей
Своими действиями родители могут облегчить состояние детей. Для этого необходимо:
- быть откровенными с детьми. Честность и открытость помогают избавиться от стереотипов и штампов касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- не концентрировать внимание на проблемах СДВГ. Стоит помнить, что дети с заболеванием не в состоянии действовать последовательно и логично, как их одногодки;
- не позволять считать СДВГ уважительной причиной. Синдром осложняет процесс достижения поставленных целей и заданий, но дети должны учиться ответственности;
- превращать рекомендации в жизнь постепенно и последовательно;
- помогать ребенку развивать свои способности;
- избегать гиперопеки. Дети должны учиться самостоятельности и умению решать проблемы.
Без участия родителей терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности не принесет ожидаемого результата. Это долгая и кропотливая работа, которая требует терпения, как со стороны мамы и папы, так и со стороны ребенка.
Возможные последствия гиперактивности
Гиперактивность – симптом, который редко проходит без последствий. К возможным остаточным явлениям относятся:
- проблемы в учебе;
- развитие фобий;
- неуверенность в себе;
- склонность к алкоголизму и приему наркотических веществ;
- импульсивность;
- неадекватное поведение.
При комплексной терапии риск возникновения негативных последствий сводится к минимуму.
Особенности процесса обучения
Во-первых, детям нельзя приказывать обездвижено сидеть целый урок. Им предлагают задания, которые удовлетворяют потребность в активности. Например, вытереть доску, раздать тетради и др. Таких детей лучше сажать за первые парты, чтобы они находились в поле зрения. Не должно быть много раздражителей (например, ярких плакатов), которые отвлекают внимание. Важно поощрять детей за то, что у них получается, и не ругать за неудачи. Задание доктора – донести родителям и ребенку, в чем причина трудностей в учебе. Понимание корня проблемы – путь к решению.
Прогноз и профилактика СДВГ
Прогноз зависит от времени обнаружения проблемы и адекватной терапии. Если обратиться к врачу вовремя, симптомы исчезают. Дети становятся подростками, взрослыми без отклонений от нормы. Анализ результатов большинства исследований говорит о том, что половина детей «перерастают» этот синдром.
В противном случае симптомы остаются, но без признаков развития психопатологии. У таких детей бывают проблемы в повседневной жизни. Постоянно сопровождает чувство «нетерпимости и неугомонности», импульсивная и социальная неадекватность, низкая самооценка. Есть информация о большей частоте несчастных случаев, разводов, проблем с трудоустройством в этой группе людей.
У взрослых развиваются тяжелые осложнения в виде личностных или антисоциальных изменений, алкоголизма, психопатических состояний.
Антисоциальное поведение проявляется нарушениями, вплоть до криминала. Установлено, что у подростков и молодых людей, страдающих в детстве СДВГ, наблюдалось нарушение поведения. У 2/3 из них отмечается пристрастие к алкоголю и наркотикам. Взрослые, страдавшие в детстве синдромом дефицита внимания, не достигли социального положения, равного родителям или здоровым братьям.
Важно отметить, что начинаясь в детстве, СДВГ не исчезает в процессе взросления. В лучшем случае люди приспосабливаются, в худшем – их жизнь становится несчастной.
Добавить комментарий