Нарушение памяти - симптом заболеваний нервной системы

Память - свойство нервной системы, выражающееся в способности к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Относится к познавательным процессам, таким как: ощущение, восприятие и мышление.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую. По продолжительности сохранения информации: мгновенную, кратковременную, оперативную (сохранение информации в течение заранее заданного срока), долговременную (хранение информации в течение долгого времени).

Болезни, для которых характерен симптом:

  • болезнь Паркинсона;
  • гипотиреоз;
  • черепно-мозговые травмы;
  • эпилепсия;
  • атеросклероз;
  • опухоли головного мозга;
  • алкогольный делирий;
  • болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз.

Нарушение памяти: общая характеристика

Нарушение памяти - распространенный симптом в клинике органических и функциональных заболеваний головного мозга. Каждый человек когда либо испытывал недовольство памятью (среди пожилых людей жалобы распространены более широко). Наиболее частая и ранняя жалоба - затруднение при вспоминании имен, мест, дат и событий.

По мере нарастания симптомов пациенты забывают оплачивать счета или пропускать назначенные встречи. Тяжелые нарушения памяти могут быть опасными (люди забывают выключить плиту, закрыть дом на ключ, могут потерять из вида ребенка). В зависимости от причины нарушения памяти могут обнаруживаться и другие симптомы, такие как депрессия, спутанность сознания, изменение личности, сложности при выполнении повседневной деятельности.

Механизм развития

Процесс образования памяти протекает в три фазы: запечатление (регистрация), сохранение (ретенция) и воспроизведение (репродукция). Воздействие первичного фактора может произойти в любую фазу формирования памяти, однако на практике выяснить это удаётся крайне редко.

Классификация: вид, форма, степень

Нарушения памяти принято разделять на две большие группы.

Количественные (дисмнезии):

  • гипомнезия – ослабевание памяти, которое выражается в трудностях запоминания дат, имен, событий. Пациент не может вспомнить давно известные факты, названия предметов;
  • гипермнезия – обострение памяти, которое проявляется повышенным количеством воспоминаний с мельчайшими подробностями;
  • амнезия – полная потеря возможности к запоминанию и воспроизведению информации. В свою очередь она делится на фиксационную (текущие события), локализованную (временный период), прогрессирующую, антероградную (события, которые произошли после травмирующего фактора), ретроградную (до травмы), конградную (в период комы, сумеречного состояния сознания).

Качественные (парамнезии):

  • псевдореминисценция — нарушение хронологического порядка (события из прошлого переносятся в настоящее);
  • конфабуляция — провалы в памяти замещаются событиями, которых не было;
  • криптомнезия — меняются первоисточники воспоминаний (увиденное во сне, прочитанное в книге, в газете или в интернете, увиденное в кино, услышанное от кого-либо вспоминается как происшедшее в действительности);
  • контаминация — ложное воспроизведение объединенной с разных событий информации;
  • эхомнезии – ощущение, что происходящее в настоящий момент уже было в прошлом;
  • палимпсест – потеря отдельных событий и деталей поведения, возникающая в период алкогольного опьянения.

Причины

Причины, которые провоцируют появления симптома, принято разделять на две группы: кратковременные (обратимые) и длительные (прогрессирующие).

К обратимым относятся:

  • переутомление;
  • хронические стрессы;
  • невротические реакции;
  • прием лекарственных препаратов;
  • злоупотребление алкоголем, курение;
  • недостаток витаминов и микроэлементов;
  • хроническая интоксикация.

Необратимые:

  • возрастные изменения;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • сосудистые изменения (атеросклероз, аневризмы);
  • инфекционные заболевания нервной системы;
  • инсульты.

Клиническая картина

Клинические проявления зависят от типа нарушения памяти. Изначально пациенты жалуются на снижение активности и трудоспособности, апатию, отсутствие интересов. При фиксационной амнезии пациенты теряют способность запоминать текущие события. Они плохо ориентируются во времени и обстановке, не узнают близких и знакомых, могут потеряться на улице.

При тотальном поражении из памяти человека выпадает вся информация о прошлом и текущем времени. Больные не помнят собственное имя, возраст, место жительства, отсутствует любая информация об окружающей среде.

Палимпсест возникает только при алкогольном опьянении, при этом выпадают лишь отдельные события с определенного времени.

Часто пациенты замещают пробелы в памяти фантастическими фактами (прочитанными или услышанными). При этом больные люди уверены в своей правдивости на все 100%.

Для гипермнезии характерный приток большого количества воспоминаний, они воспроизводятся в форме хаотичных сцен. Пациенты импульсивно рассказывают истории из прошлого, которые не связаны друг с другом одним сюжетным направлением.

При ослабевании  памяти (гипомнезии) значительно ухудшается запоминание текущих событий (сначала забываются недавние происшествия, затем более ранние).

Сопутствующие симптомы при различных заболеваниях

Для правильной постановки диагноза учитывают сопутствующие симптомы.

При новообразованиях головного мозга клинические проявления зависят от локализации патологического процесса. Изначально пациенты жалуются на головную боль, тошноту, рвоту, бессонницу, замедление мышления. Часто первым симптомом является приступ эпилепсии. Если опухоль расположена в левой лобной или височной доле головного мозга, появляется нарушение речи, слабость в правой руке и ноге. Неустойчивая походка, нарушение координации движений, затрудненное глотания, двоение в глазах - это симптомы поражения задней черепной ямки.

Основные клинические проявления болезни Паркинсона:

  • слабость и упадок сил;
  • подавленное настроение или резкие его перепады;
  • нарушение мимики;
  • речь спутана, мысли теряются, фразы не окончены;
  • повышается тонус мышц;
  • изменения в почерке – размер мельчает и буквы становятся угловатыми;
  • движения рук «дрожащие», появляется тремор.

Классический алкогольный делирий начинается постепенно. Для первой стадии характерны нарушения настроения. На смену тревоге и беспокойству приходят эйфория и приподнятое настроение, чтобы через короткое время смениться подавленностью и унынием. Пациенты остро реагируют на раздражители: вспышки света, звуки, запахи. Сон остается поверхностным, больных мучают кошмары. После пробуждения пациенты с трудом отличают сны от реальности. Их можно убедить в том, что они видят написанный текст на чистом листе бумаги, слышат голос по отключенному телефону.  Во время диалога с собеседником психотические проявления часто становятся менее выраженными.

Первыми признаками болезни Альцгеймера являются нарушения кратковременной памяти при сохранности долговременной. Люди жалуются на забывчивость, по несколько раз переспрашивают одну и ту же информацию. Потом появляется апатия, снижается интерес к обычным занятиям, пациенты перестают выходить из дома, встречаться со знакомыми. В тяжелых случаях возникает апатичность к гигиеническим навыкам: перестают чистить зубы, мыться, менять одежду.

У пациентов с рассеянным склерозом появляется снижение трудоспособности, повышенная утомляемость. Периодически беспокоит слабость мышц (обычно в одной половине тела), могут случаться внезапные кратковременные параличи, парестезии (ощущение онемения и покалывания), частые головокружения, шаткость походки. При прогрессировании состояния присоединяется поражение когнитивных функций (нарушается  речь, мышление и память).

Нарушение памяти у детей

Отличительной чертой нарушения памяти у детей являются врожденные состояния (умственная отсталость, родовые травмы, врачебные ошибки). Также приобретенная амнезия может являться следствием социальной дезориентации, психических заболеваний, отравлений, инфекционных поражений. Проблема существенно усложняет процесс обучения и приводит к плохой успеваемости, недовольством ребенка собой, низкой самооценке, невротическим состояниям. Необходимо большее число повторений при заучивании, время на подготовку к урокам также увеличивается.

Нарушение памяти у пожилых

У пожилых людей нарушения памяти зачастую связаны с ухудшением мозгового кровообращения вследствие возрастных изменений в сосудах. Состояние медленно прогрессирует, поначалу становится сложнее вспомнить события, произошедшие только что. У больных в этот период может возникнуть страх, депрессия, неуверенность в себе. После 50-ти на ухудшение памяти жалуются 50-75% людей. В первые годы это не приводит к значительному ухудшению качества жизни. Однако со временем процесс переходит в тяжёлые формы, когда память начинает стремительно ухудшаться. Если не прибегать к лечению, то у больного развивается старческая деменция.

 К какому врачу и когда обращаться

Лечением и диагностикой симптома должен заниматься только квалифицированный специалист. Чтобы не усугублять собственное состояние и вовремя искоренить первопричину, следует обратиться к доктору при появлении первых симптомов, а не ждать критического ухудшения. В первую очередь обратитесь к терапевту или семейному доктору. В зависимости от причины лечением данной патологии занимаются психиатры, нейрохирурги, неврологи, эндокринологи, токсикологи.

Диагностика

На первом плане стоит обнаружение причины появления симптома. После тщательного расспроса пациента и детального осмотра по системам доктор назначает дополнительные методы диагностики.

Лабораторные:

  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимическое исследование;
  • копрограмма (анализ кала);
  • сахар крови;
  • уровень гормонов щитовидной железы.

Инструментальные:

  • ЭЭГ (эхоэнцефалография);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография;
  • УЗИ внутренних органов;
  • рентгенография черепа.

Важно! Ухудшение памяти - вторичное последствие многих соматических или психических заболеваний. Диагноз можно поставить только на основании радиологических исследований  головного мозга и учитывая основные клинические проявления. Процесс лечения должен быть направлен на устранение основной причины заболевания. Без адекватной терапии первичных болезней добиться какого-либо стойкого результата коррекции нарушений памяти невозможно

Лечение

Основой для лечения нарушений памяти при правильной диагностике служит ведение больным здорового образа жизни, правильное питание и различные тренировки памяти.

Также осуществляется терапия медикаментами (нейропротекторы, вазоактивные вещества), производят корректировку артериального давления и метаболизма человека.

Лечение таких пациентов всегда должно быть подобрано индивидуально с учетом вида и характера нарушений, направлено на коррекцию заболеваний, приведших к ослаблению памяти, рассчитано на долгосрочную, а иногда и пожизненную терапию.

Наличие гемодинамически значимого атеросклероза магистральных артерий требует назначение антиагрегантов (ацетилсалициловая кислота в дозе 75-300 мг/сут, Клопидогрель в дозе 75 мг/сут).

Наличие гиперлипидемии (один из важнейших показателей - повышенный холестерин), не поддающийся коррекции соблюдением диеты, требует назначения статинов (Симвастатин, Аторвастатин).

При наличии сосудистой мозговой недостаточности целесообразно назначение препаратов, воздействующих на мелкие сосуды. Это так называемая нейропротективная терапия.

К нейропротективным препаратам относятся:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы: Эуфиллин, Пентоксифиллин, Винпоцетин, Танакан;
  • блокаторы кальциевых каналов: Циннаризин, Флюнаризин, Нимодипин;
  • блокаторы α2-адренорецепторов: Ницерголин;
  • антиоксиданты: Мексидол, Эмоксипин.

 К ноотропам прямого действия относятся:

  • нейропептиды: Церебролизин, Кортексин, Актовегин;
  • Пирацетам (Ноотропил). Повышает устойчивость мозговой ткани к гипоксии (недостатку кислорода), улучшает память, настроение у больных и здоровых людей за счет нормализации нейромедиаторов (биологически активных химических веществ, с помощью которых происходит передача нервных импульсов). 

Упражнения для улучшения памяти

Упражнение 1: бросьте четыре спички одновременно на поверхность стола и запомните их расположение за 10 секунд. Потом попробуйте выложить такой же рисунок по памяти. Каждый раз увеличивайте количество спичек (5, 6, 7 и т.д.). 

Упражнение 2: зайдите в комнату, внимательно ее осмотрите, запоминайте все предметы, которые находятся в комнате (месторасположение, цвет, как они стоят) в течение 60 секунд. Выходите из комнаты и на память рассказываете, что вы запомнили. Возвращаетесь в комнату и проверяете, все вы рассказали или нет.

Упражнение 3: посмотрите внимательно картинку, на которой нарисованы три куклы. Запоминайте все детали: какие они, что на них одето, какие волосы, какая обувь? На запоминание дается одна минута, затем закрываете картинку и записываете на бумаге все, что вы запомнили.

Упражнение 3 – куклы (фото: www.cepia.ru)
Упражнение 3 – куклы (фото: www.cepia.ru)

Упражнение 4: просмотрите список с именами людей и датой (ниже). Прочитайте его четыре раза, потом закройте и расскажите по памяти, что запомнили.

  1. Нина родила дочку 14 марта 1968 года.
  2. Оля и Витя поженились 25 декабря 1989 года.
  3. Инга закончила университет 16 июня 1993 года.
  4. Сергей родился 17 октября 1956 года.

Упражнение 5: посмотрите внимательно на картинку, на ней нарисованы разные животные с кличками, запомните их за 10 секунд. После чего закройте картинку и расскажите по памяти, что вы запомнили.

Упражнение 5 – животные (фото: www.cepia.ru)
Упражнение 5 – животные (фото: www.cepia.ru)

Упражнение 6: посмотрите на картинку с нарисованными узорами (ниже). На запоминание дается одна минута, затем закройте картинку и ответьте на вопросы:

  1. Сколько нарисовано цветков с тремя лепестками?
  2. Сколько всего чёрных цветков нарисовано на картинке?
  3. Сколько цветков нарисовано на картинке, у которых пять лепестков, но отсутствуют дополнительные элементы?
Упражнение 6 – узоры (фото: www.cepia.ru)
Упражнение 6 – узоры (фото: www.cepia.ru)

Упражнение 7: посмотрите внимательно на таблицу, она состоит из цифр. В течение одной минуты вам надо запомнить все цифры. Затем закройте эту таблицу и напишите по памяти.

Упражнение 7 – таблица (фото: www.cepia.ru)
Упражнение 7 – таблица (фото: www.cepia.ru)

Режим и диета

Важно соблюдать режим дня, уделяя время для физических занятий. Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и другая активность способствует улучшению кровоснабжения мозга. Положительное влияние на мыслительные способности человека имеет интеллектуальная активность: чтение книг, решение кроссвордов, другие любимые занятия и хобби.

Для пациентов важно избегать переутомлений и стрессовых ситуаций, спать не мене 7-8 часов в день.

Питание больных должно быть сбалансированным, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, микроэлементов. Рекомендуется увеличить употребление рыбы (лососевые, сельдевые), цельнозерновых продуктов, орехов, семечек. Дополнительно принимайте полиненасыщенные жирные кислоты и Омега-3.

Народные рецепты

В комплексном лечении народные средства могут стать эффективным помощником в борьбе с дисфункцией глотания. С этой целью заготавливают целебные сборы:

  • ст. л. коры рябины красной кипятить в 250 мл воды 10 минут, затем дать настояться не менее 6 часов. Принимать по ст. л. 3 раза в день, курс 3-4 недели;
  • заварите пару ломтиков имбиря (10 г сырья на 250 мл кипятка). Суточная норма — 1-2 чашки;
  • ст. л. листьев шалфея и ст. л. мяты с вечера залить 2 стаканами кипятка. Принимать по 50 мл 4 раза в день за 30 минут до еды;
  • 30 г пера лука победного (черемша), 20 г листьев ландыша, 10 г листьев мелиссы, 10 г первоцвета весеннего, 50 г меда, залить 0,5 л 40-градусной водки, настоять 3 недели и пить по 15 капель во время приема пищи;
  • 200 г крапивы, 100 г корней ириса, 50 г золотого корня, по ч. л. гвоздики красной и семян подорожника большого. Довести до кипения и сразу же снять. Настоять, процедить и пить по 3 ст. л. 6-7 раз в день.

Последствия и осложнения

Нарушения памяти, развивающиеся при тяжелом течение болезни и отсутствии лечебных мероприятий, приводят к:

  • интеллектуальному дефициту;
  • трудностям при чтении, письме, счете;
  • нарушению пространственной ориентации;
  • затруднению самостоятельного перемещения вне дома;
  • снижению социальной активности.

Прогноз

Расстройства памяти успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). При легкой форме и своевременном лечении возможно избавление от недуга полностью.

Совет врача! При первых проявлениях заболевания обратитесь к лечащему доктору и придерживайтесь назначенных рекомендаций

Профилактика

Главные профилактические меры:

  • правильная организация режима труда и отдыха;
  • проведение общеукрепляющих мероприятий;
  • занятия спортом;
  • рациональное питание;
  • избавление от вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем).

Память зависит от состояния здоровья, тонуса, прочности и эластичности сосудов, активности участков головного мозга, ответственных за работу памяти. 

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним

** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям