Дислексия - проявления и коррекция

Дислексией называют редкое расстройство высшей нервной системы, которое проявляется, когда детей начинают учить читать. Ребенок не выговаривает слова и слоги, пугается, плачет и устает. Это – первые признаки нарушения умственных процессов. Дислексия – не совсем заболевание в полном понимании слова. Ведь нет ни возбудителя болезни, ни описания ее течения. Просто высшая нервная система человека по тем или иным причинам не закончила формирование. Таким образом, функции психики, которые отвечают за чтение, развились не полностью. Состояния, для которых характерен симптом:

  • врожденная склонность к расстройству;
  • черепно-мозговая травма;
  • нсульт;
  • опухоли головного мозга.

Дислексия - что это такое

Дислексией называют неспособность человека овладеть навыком чтения текстов. Малышу сложно распознавать буквы, складывать в слова и выговаривать вслух. Дети, страдающие расстройством, не понимают содержание прочитанного. У человека, страдающего симптомом, часто присутствует дисграфия (потеря навыка письма). Эти болезни абсолютно не связаны с интеллектуальными способностями человека. Но данное состояние ребенка, если вовремя его не обнаружить и не скорректировать, оставит негативный след в дальнейшей учебной деятельности. Если симптомы замечены в 2-4 года, не стоит паниковать заранее. В этом возрасте у ребенка продолжают развиваться речь и фонематический слух, и скоро он порадует достижениями.

Причины

Возникновение дислексии нельзя предусмотреть или предупредить, ведь она носит наследственный характер. В ходе исследования причины возникновения этого расстройства учеными выявлены гены, наличие которых ведет к появлению отклонений. Эту проблему изучают нейробиологи. Они обнаружили часть мозга, частичное недоразвитие функции которой ведет к дислексии. Причина лежит в незрелой задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении. Также дислексия возникает впоследствии органических поражений головного мозга (опухоли, инсульты) и черепно-мозговых травм.

Строение головного мозга (фото: www.golmozg.ru)
Строение головного мозга (фото: www.golmozg.ru)

Механизм развития

Если рассматривать процесс чтения со стороны психофизиологии, то в его реализации участвует три вида анализаторов. Это зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Чтение делится на несколько последовательных этапов:

  • зрительное восприятие, распознавание и различие букв;
  • соотношение опознанных букв с известными звуками;
  • объединение звуков в слоги;
  • слоги объединяются в слова, слова – в предложения
  • осознание прочитанного материала.

В психолингвистике дислексией называют нарушение единства и последовательности процессов, описанных выше.

В психологическом аспекте суть дислексии рассматривается как парциальная (выборочная) задержка развития тех психических функций, которые в норме обеспечивают процесс чтения. У детей с этим нарушением отмечаются несформированные процессы мышления, пространственной ориентации, внимания, звукового восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Классификация дислексии

В основе классификации лежат различные критерии. Например, степень выраженности нарушения чтения, повреждение деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения, патология психических функций. Наиболее распространенная классификация выглядит так:

  • фонематические дислексии обусловлены недоразвитием функции фонемной системы. У детей наблюдают побуквенное чтение, искажение звуковой стороны слова (вставки, пропуски, перестановки звуков). Возникают трудности чтения обратных слогов. Например, магазин – «гамазин», календарь – «каледнарь». В основе нарушений чтения лежит недоразвитие фонематического анализа. Чаще всего, у детей с нарушением чтения не сформировано определение количества, последовательности и места звуков в слове. Также присутствуют неправильное использование некоторых грамматических форм, ограниченный словарный запас;
  • оптические - связаны с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализатора и оптически-пространственного воображения. Дети сталкиваются с трудностями в описании изображений, в определении похожести и отличия фигур. Наблюдаются неточности срисовывания и конструирования. Это заключается в неправильном пространственном размещении линий сравнительно с образцом, упрощении фигур, уменьшении количества элементов. В процессе обучения чтению у детей возникают трудности в усвоении похожих графических букв, они их смещают и заменяют (т-г, д-л, у-ч);
  • грамматические - наблюдают у детей с общим недоразвитием речи. Отмечают неправильное употребление окончаний;
  • мнестические - связаны с трудностью установления связей между звуками и буквами. Это проявляется в неусвоении всех букв, в их замене при чтении слов. Малыш не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку;
  • семантические (механические) - непонимание прочитанного при технически правильном чтении. Разделение на слоги в процессе чтения – частая причина непонимания прочитанных слов и предложений. Дети, читая по слогам, не могут объединить их в целостное слово и воссоздать его в устной речи. Ребенок читает механически, не понимая сути. Малыш не находит связи между словами в предложении.

Не все дислексики требуют специального обучения, просто им необходимо преодолевать трудности, возникающие в процессе занятий. Благодаря четкой и систематизированной помощи с чтением и письмом они достигают успехов.

Социальные факторы

Случаи дислексии встречаются среди людей разного этнического происхождения и социально-экономического статуса. Считается, что от 5 до 10% людей - дислектики, хотя эта цифра может достигать и 17%. Определить точное количество сложно, потому что у части людей не диагностировалось данное расстройство, а некоторые лица не признаются в диагнозе.

Симптомы

Признаки дислексии у детей дошкольного возраста следующие:

  • ребенок долго думает, прежде чем что-нибудь сказать;
  • медленно изучает новые слова;
  • чувствует трудности при рифмовании;
  • испытывает сложности при исполнении многоступенчатых задач.

У ребенка школьного возраста обнаруживают такие симптомы:

  • проблемы при чтении отдельных слов, например, слов на картах;
  • трудности при соотношении букв с соответствующими звуками;
  • путает маленькие слова;
  • читает буквы задом наперед;
  • пишет слова в обратном порядке.

Если у малыша есть один из признаков, это не значит, что он болен дислексией. В том случае, если обнаружено несколько симптомов и в семье были выявлены подобные проблемы ранее, ребенка следует показать  врачу.

Проблемы дислексиков

Дислексики имеют проблемы не с пониманием речи, а с ее использованием. Дислексия по-разному поражает людей. И тут речь идет не только о том, с какими навыками (чтение, письмо, речь) возникают трудности, но и о том, в какой мере они проявляются. На ранних этапах чтения и письма у некоторых детей возникают некоторые трудности. В дальнейшем они могут иметь проблемы с более сложными навыками: грамматика, понимание прочитанного и написание сочинений. В целом, трудности у дислексиков возникают с тем, чтобы:

  • научиться разговаривать;
  • усвоить взаимосвязь звуков и букв;
  • упорядочить устное и письменное мышление;
  • запомнить цифровой материал;
  • читать с определенной скоростью (зависит от возраста) и понимать прочитанный материал;
  • ориентироваться в правописании;
  • изучать иностранный язык;
  • правильно производить математические действия.

Проблемы с вышеперечисленными процессами не обязательно свидетельствуют о наличии расстройства. Если трудности возникают на протяжении длительного времени - есть смысл обратиться к врачу.

Касательно трудностей, которые возникают с передачей звуков на письме, ошибочно считать, что причина в плохом запоминании дислексиком соответствия между звуками и буквами. Последние исследования показывают, что зрительная память играет небольшую роль в освоении этого процесса. Много людей запоминают изображения, цветные схемы, элементы дизайна, карты, но имеют трудности с письмом. Дело в том, что вид зрительной памяти, которая нужна для письма, находится около центра, отвечающего за интерпретацию речи.

Важно! Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое выражается стойкими ошибками,  обусловленными расстройством функций, обеспечивающих чтение. По степени тяжести выделяют алексию (полная неспособность к чтению) и дислексию (дефект формирования чтения)

Диагностика

Обязательно стоит обследовать детей, у которых задержка пассивной и активной речи. Медик должен убедиться, что у ребенка нормальное зрение и слух. Различают дислексию и сложности чтения, связанные с умственной отсталостью, дефектами зрения и слуха. Этот симптом – не психическое заболевание.

Оптимально, чтобы в 5 лет (максимум, до 1-го класса) ребенок прошел профилактический осмотр на выявление дислексии. Это поможет предупредить трудности с учебой. Школьник, умеющий читать и писать, проходит когнитивное тестирование – проверку на восприятие информации. Главное для получения корректного результата - перед тестом выспаться, поесть и быть спокойным.

Совет врача! Дислексию замечают по тому, что ребенок особенным способом держит ручку или карандаш. Это тоже повод обратиться к врачу

Есть понятие «дислексия развития», когда ребенка слишком рано пытаются научить читать и писать. Малыш механически учится читать, это «угадываемое чтение». До пяти лет читать могут 20 процентов детей. Врачам иногда приходится корректировать результаты такого раннего развития.

До 10-11 лет врач-дефектолог (или психоневролог) еще не ставит диагноз дислексия. При этом говорят о наличии трудностей в учебе, чтении, письме. Чем раньше они обнаружены, тем легче их корректировать.

Лечение

Коррекцией и лечением занимается логопед. Он подбирает технические средства и методы обучения.

Если ребенок не произносит слово как целое (дисфонезия), используется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим.

Когда ребенок не распознает слово как целое (дисэйдезия), применяют мультисенсорную методику интенсивного обучения. Многие сходятся в мысли, что лечение этого типа дислексии не всегда приводит к желаемому результату.

Если малыш пишет задом наперед буквы и цифры, его учат ориентироваться в пространстве, различать «право» и «лево».

Особенность лечения заключается в том, что корректируется весь учебный процесс, включая прямое и непрямое обучение навыкам выделения отдельных компонентов и распознавание слов. Прямое обучение – использование специальных фонетических методов независимо от процесса освоения навыка чтения. Непрямое – внедрение этих методов в программу обучения непосредственно. При этом подход к процессу разный: или последовательное изучение звуков и предложений, или выработка навыка чтения.

При коррекции важно использовать подходы, в которых одновременно будут задействованы несколько органов чувств (зрение, слух, тактильные ощущения). Полезным для ребенка будет освоение компьютера.

Эффективность применения иных способов лечения (перцептивного или оптометрических тренингов), а также медикаментозной терапии не доказана. Поэтому их применение не рекомендовано.

Прогноз

При правильно поставленном диагнозе и лечении прогноз для выздоровления, работоспособности и жизни благоприятный.

Известные люди с дислексией

Достижение жизненной цели и успеха – непростая задача. Для ее исполнения требуется усердие, трудолюбие, устойчивость, энергия и сила. Найти в себе способности и развивать их – одновременно сложное и увлекательное занятие. В дислексии ничего страшного нет, она не мешает развиваться талантам. Многие люди, страдающие этим симптомом, сделали головокружительную карьеру.

Киану Ривз – актер, страдающий дислексией (фото: www.wap.filmz.ru)
Киану Ривз – актер, страдающий дислексией (фото: www.wap.filmz.ru)

Уолт Дисней, Том Круз, Киану Ривз, Мерлин Монро, Кира Найтли стали успешными в своем деле. Справедливо считать, что устранение дислексии становится стимулом для достижения новых вершин. Это своеобразная мотивация. Постоянная борьба с дефектом, упорство и трудолюбие со временем помогают достичь поставленной цели.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним
** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям