В клинической практике когнитивными нарушениями (КН) называют совокупность симптомов, связанных с расстройством познавательных и социальных функций человека. Причины возникновения КН разнообразны и зависят от возраста, пола, образа жизни и профессиональной деятельности, наследственных особенностей. Сложности ранней диагностики и отсутствие этиотропного лечения – основные причины, по которым вопрос когнитивных нарушений остается актуальным в течение многих лет.
Болезни, для которых характерен симптом:
- врожденные пороки нервной системы;
- детский церебральный паралич;
- врожденный гипотиреоз;
- эпилепсия;
- острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК);
- черепно-мозговая травма (ЧМТ);
- нейроинфекции (вирусные, бактериальные);
- злокачественные новообразования (опухоли);
- нейродегенеративные процессы (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз);
- умственная отсталость;
- у детей – недоразвитие речи (парциальное или общее, фонетико-фонематическое).
Содержание:
- Когнитивные нарушения – общая характеристика
- Классификация
- Механизм развития (патогенез нарушений)
- Возможные причины
- Факторы риска
- Симптомы
- Когнитивное расстройство у детей
- Когнитивные расстройства у пожилых
- Проверка когнитивных функций
- Когда и к какому врачу обращаться
- Диагностика
- Лечение
- Прогноз и профилактика
Когнитивные нарушения – общая характеристика
Термин «когнитивные нарушения» был введен в конце 20 века для характеристики симптомов, связанных с познанием и адаптацией человека к миру и социуму:
- ощущение и восприятие (задействование тактильного, зрительного, обонятельного и слухового центров для хранения, преобразования и передачи информации об окружающем мире);
- трудовые навыки (праксис), которые характеризуются постепенным формированием и выполнением сложных двигательных задач;
- речь (устная и письменная);
- память;
- интеллект.
Нарушения, связанные с врожденными или приобретенными факторами, характеризуются постепенным угасанием или внезапным выпадением отдельных (или одновременно всех) свойств. Клиническая картина (выраженность и «набор» симптомов) определяются состоянием, которое привело к КН.
Основные характеристики патологии:
- характерные жалобы, которые прогрессируют со временем (в сложных случаях – отсутствие критики к состоянию);
- утрата навыков профессиональной деятельности;
- социальная дезадаптация;
- потеря возможности самообслуживания;
- в большинстве случаях – наличие физических дефектов.
Важно! Когнитивные нарушения – комплекс симптомов, которые характеризуются снижением познания и взаимодействия человека с внешним миром. Существуют врожденные и приобретенные причины патологии, механизм развития которых не изучен до конца. Постановкой диагноза и ведением пациента с КН занимаются врач-невролог, психолог, логопед и специалист по реабилитации
Классификация
Медицинское общество классифицирует КН в зависимости от степени выраженности симптомов и влияния их на обычную жизнедеятельность человека.
Характеристики вариантов представлены в таблице ниже.
Степень |
Снижение когнитивных функций |
Способность к самообслуживанию |
Затруднение в повседневной жизни |
Легкая |
В пределах нормы (согласно возрасту) |
Сохранена |
Нет |
Умеренная |
Умеренное снижение в сравнении с возрастной нормой |
Сохранена |
При сложной интеллектуальной активности |
Тяжелая («деменция», «слабоумие») |
Выраженное, связанное с затруднениями в профессиональной, социальной и бытовой сфере |
Частичная или полная утрата |
Необходимость постоянной посторонней помощи |
Важно! В клинической практике часто используется диагноз «субъективные когнитивные нарушения», которые характеризуются жалобами со стороны пациентов без объективных признаков во время диагностических тестов и методик
Механизм развития (патогенез нарушений)
Ученые соглашаются во мнении, что нарушение высших корковых функций связано с локализацией процесса. Ключевые участки головного мозга, которые отвечают за память, познание, интеллект и речь: средняя височная извилина, лобно-теменная зона, постцентральная извилина.
Полиэтиологичность и огромное количество клинических признаков КН обуславливают разнообразность механизма развития и неврологического субстрата патологии. Теории возникновения симптомов:
- амилоидоз - отложение патологического белка в нервной ткани, который препятствует выполнению функций проведения, генерации импульса и формирования новых связей. Состояние развивается на фоне длительной персистенции воспалительного заболевания или нарушения метаболизма (при эндокринных нарушениях);
- таупатия (у людей пожилого возраста), которая характеризуется «слипанием» патологических тау-белков, образованием клубков из ткани, не способных выполнять функции;
- дегенерация миелиновых оболочек и нейронов после перенесенных инфекционных заболеваний. Сопровождается внезапным или постепенным снижением как когнитивных, так и чувствительных, моторных (двигательных) функций;
- массивные и микроинфаркты мозговой ткани – последствия ОНКМ ишемического или геморрагического типа. Некроз функциональной ткани сопровождается «выпадением» из работы ключевых центров или областей, через которые проводятся импульсы;
- патологические очаги возбуждения в «ключевых участках коры» (как при эпилепсии).
В детской неврологии отдельно выделяют нарушения формирования коры головного мозга или отдельных участков («проводящих») вследствие генетических мутаций или внутриутробных инфекций.
Возможные причины
Развитие КН связывают, как с органическим поражением центральной нервной системы, так и с функциональными расстройствами исполнительных органов, психогенными травмами.
Выделяют две группы причин развития нарушений:
- врожденные, при которых симптомы появляются в раннем периоде, характеризуются стабильностью и неэффективностью (абсолютной или относительной) терапии;
- приобретенные – расстройство формируется после ЧМТ или психогенной, инфекции или длительного течения соматического заболевания.
Патологии, при которых встречаются признаки когнитивных расстройств, представлены в таблице ниже.
Врожденные |
Приобретенные |
|
|
Эпилепсия – одна из причин КН, возникновение которой связанно и с генетической предрасположенностью и пусковым фактором (например, травмой).
Факторы риска
Развитие нарушений в сфере высших корковых функций часто связано с образом жизни человека и наличием предрасполагающих условий.
Основные факторы риска развития КН:
- генетическая предрасположенность (наличие врожденных хромосомных аномалий в семейном анамнезе);
- возраст (после 50 лет распространенность КН повышается на 1,5% каждые 5 лет);
- женский пол;
- сопутствующие патологии: сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, венозный тромбоэмболизм, атеросклероз.
Проведенное в 2012 году исследование в США подтвердило, что чрезмерное употребление в пищу углеводов (при недостаточном – белков и жиров) повышает риск развития умеренных когнитивных нарушений у людей пожилого возраста.
Симптомы
Клиническая картина КН разнообразна и зависит от локализации, давности и первичной причины нарушений.
Основные симптомы, которыми отличаются когнитивные нарушения:
- цереброастенический синдром (общая слабость, усталость, быстрая утомляемость);
- нарушение сна;
- расстройства памяти (невозможность вспомнить давнишние события, трудность в запоминании, которых раньше не было);
- снижение времени реакций (ответа на вопрос, выполнение команды);
- трудности в концентрации внимания;
- расстройство абстрактного мышления;
- персеверации – устойчивые повторения фраз, движений;
- нарушение речи: произношение (перестановка слогов, замена звуков, слов), понимания;
- расстройства письма;
- хронические головные боли.
Органическое поражение головного мозга после травмы, инфекции или инсульта часто сопровождается очаговыми признаками: нарушение двигательной или чувствительной функции, судороги и др.
Когнитивное расстройство у детей
Базовые навыки каждой сферы формируются к 6 годам, когда появляется возможность объективно оценить состояние когнитивных функций. КН встречают у 20% детей и подростков разной степени выраженности, вызванные преимущественно врожденными факторами.
Актуальность проблемы обусловлена:
- широким распространением;
- значительным влиянием на социум;
- последствиями для ребенка: дезадаптация в обществе, девиантное поведение (агрессивное, с отклонением от общепринятых правил), трудностям или полной неспособности к обучению.
Проявления КН у детей характеризуются основными синдромами, признаки которых представлены в таблице ниже.
Патология |
Симптом |
Умственная отсталость (олигофрения) разной степени: идиотия, имбецильность дебильность |
|
Задержка речевого развития и общее недоразвитие речи |
|
Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ) |
|
Симптомы нарушений у детей проявляются к году жизни, для СДВГ пик – до 7 лет. В большинстве случаев легкие КН поддаются логопедической и психолого-педагогической коррекции без последствий. Умеренные и тяжелые расстройства требуют комплексной диагностики и подбора схемы лечения.
Когнитивные расстройства у пожилых
Нарушение корковых функций у людей пожилого возраста связано с кардиоваскулярной патологией. Изменение трофики тканей (не только нервной) характеризуется формированием очагов склероза – плотной соединительной ткани, которая не выполняет функций.
Важно! В клинической практике существует термин «сосудистые когнитивные нарушения» (синоним «дисциркуляторная энцефалопатия») – диагноз, который выставляется более, чем 19% населения старше 60-ти лет
Клинические признаки:
- соматические: головные боли, головокружения;
- забывчивость;
- нарушение речи (трудности произношения, постановки слов в предложении, подбор синонимов);
- замедленное мышление;
- трудности в принятии решений.
Более чем у 80% пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией развивается депрессивный синдром с патологически сниженным настроением (иногда – приступы агрессии), потерей интереса к жизни, аппетита и нарушением сна.
Проверка когнитивных функций
Для определения вида и степени выраженности КН используются стандартные инструментальные исследования и функциональные методы (вопросники, сертифицированные тесты).
Оценка когнитивных функций проводится с помощью «интеллектуального тредмила» - нагрузочных тестов, содержание которых зависит от возраста:
- пробы Баженовой (98), которые исследуют моторную, эмоциональную, чувствительную сферы взаимодействие с предметами и людьми;
- метод «ГНОМ» (для детей до 6-ти лет) по 4 задания для каждой сферы с расчетом коэффициента психического развития (КПР): норма (90-110 баллов), группа риска (80-90), нарушение (меньше 80);
- денверский скрининговый тест развития ребенка (DDST-2), что оценивает двигательную активность, мелкую моторику, навыки к самообслуживанию и речь;
- тест Векслера для детей от 6-ти до 12-ти лет, который состоит из 12 субтестов для оценки вербальных и невербальных способностей ребенка;
- монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA) – стандартизированный метод, который применяется для ранней диагностики степени КН у взрослых.
Когда и к какому врачу обращаться
Нарушение когнитивной сферы человека – сложные расстройства, постановкой диагноза которых занимаются:
- невролог – врач, который делает заключение и проводит комплексную специализированную проверку отдельных сфер деятельности;
- психолог – для коррекции симптомов, связанных с индивидуальными переживаниями больного;
- психиатр, если нарушения высших функций возникают на фоне психиатрических заболеваний (шизофрения, биполярное расстройство и др.);
- педиатр.
Совет врача. В первый год жизни рекомендовано посещать врача ежемесячно для динамического наблюдения за психомоторным развитием ребенка и ранней диагностике нарушений
Консультация специалистов рекомендована во всех случаях появления жалоб, чтобы не упустить первых симптомов прогрессирующих заболеваний и своевременно начать поддерживающую терапию.
Диагностика
Постановка диагноза КН проводится после комплексного исследования пациента, который включает:
- сбор жалоб больного и/или родственников;
- результаты клинического осмотра у невролога (оценка рефлексов, двигательной и чувствительной сферы);
- шкалы оценки когнитивных функций;
- инструментальные исследования.
Визуализация очаговых нарушений проводится с помощью методов, которые изучают активность разных областей коры головного мозга с записью электрических импульсов (электроэнцефалография). Наиболее перспективные методики:
- позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) – радионуклидный метод диагностики с внутривенным введением контрастного препарата, насыщение тканей которым оценивает активность отдельных участков;
- трактография – разновидность диффузионной магнитно-резонансной томографии (МРТ), которая позволяет получать цветные изображения активности проводящих путей в головном мозге.
Лечение
Комплексное лечение когнитивных нарушений требует комбинации медикаментозной, электрофизиологической и психологической терапии.
Основные фармакологические препараты, которые применяются в клинике КН, представлены в таблице ниже.
Группа средств |
Действующее вещество (торговое название препарата) и форма выпуска |
Ингибиторы центральной ацетилхолинэстеразы |
|
Ингибиторы NMDA-рецепторов |
Мематин акатинола («Нооджерон»): таблетки 10 мг |
Ноотропы |
|
Стимулятор дофаминовых и норадреналиновых рецепторов |
Пирибедил («Проноран»): таблетки 50 мг |
В клинической практике часто используются витаминные препараты с нейропротекторным действием: В1, В6, В9, В12.
Важно! Согласно исследованиям, препараты гемодеривата крови телят («Актовегин»), антитела к мозгоспецифическому белку («Тенотен») не влияют на течение патологий с КН
Работа психолога и психиатра заключается в устранении дефектов, связанных с душевными тревогами или психическими расстройствами.
Дополнительно используется физиотерапия и лечебная физкультура. Доказано, что утренняя гимнастика и задания на мелкую моторику улучшают процессы восстановления в головном мозге после ЧМТ.
Прогноз и профилактика
Прогноз для пациентов с КН врожденного или приобретенного генеза – неблагоприятный. Патологии, сопровождающиеся нарушением ментальной сферы и снижением трудовых и речевых навыков, характеризуются стабильным или прогрессирующим течением. Лечение таких больных направлено на замедление прогресса и развитие альтернативных (более простых) навыков самообслуживания.
Более оптимистический прогноз для пациентов, перенесших ЧМТ: улучшение состояния отмечается у 62-76% больных (наблюдение в течение 15 лет).
Профилактика когнитивных нарушений направлена на:
- нормализацию образа жизни (актуально для наркоманов и страдающих алкоголизмом);
- интеллектуальные тренировки (кроссворды, задачи, чтение книг);
- лечение и компенсацию сопутствующих заболеваний (ИБС, гипертензия, атеросклероз, сахарный диабет).
Вторичная профилактика (предупреждение прогресса и осложнений) включает своевременную диагностику и начало специфической терапии когнитивных нарушений.
Восстановление и поддержание на должном уровне навыков памяти, речи, интеллекта, абстрактного мышления – обязанность каждого человека, который занимает активную позицию в социуме.
Добавить комментарий