Нарушение темпа речи: обзор проблемы

В повседневной жизни большинство людей редко обращает внимание на свою речь. Произношение слов для них так же естественно, как дыхание или ходьба. Существуют люди, которые испытывают трудности во время общения. Им тяжело донести свое сообщение собеседнику. Речь таких людей слишком быстрая или медленная. В обоих случаях, понять смысл составляет трудность. Нарушение темпа речи – серьезная проблема, которая мешает адаптации человека в обществе.

Виды нарушений темпа речи

Человеку свойственно замедляться и ускоряться при нормальном общении с людьми. Темп речи, ее плавность и четкость регулирует кора головного мозга. В ней постоянно происходят процессы возбуждения и торможения. Это влияет на работу речевых центров. Последние посылают импульсы к соответствующим мышцам, которые отвечают за формирование звука. Нарушение ритма и темпа речи имеет такие клинические формы:

  • Быстрое произношение (тахилалия) – патологическое состояние, при котором наблюдается ускоренная артикуляция. Такая речь для окружающих кажется стремительной и напористой. В частых случаях человек делает необоснованные паузы, перекручивает слоги или слова. Бурный поток звуков произносится до полного выдоха. Часто это сопровождается характерными движениями рук, ног или всего тела.
  • Медленный темп речи (брадилалия) – описывается протягиванием гласных букв. При этой патологии в головном мозге преобладают процессы торможения. Люди, как правило, вялые, нерасторопные, имеют плохую память и сниженное внимание. Медленная речь вызывает раздражение у большинства собеседников. По этой причине лица, имеющие проблему, часто замыкаются в себе и стараются меньше разговаривать.
  • Спотыкание (полтерн) – перебой в работе речевых центров, при котором возникает повторение элементов артикуляции. Как правило, страх перед выступлением отсутствует. В работе дыхательных мышц отсутствует судорожный элемент.
  • Заикание (логоневроз) – особый вид нарушений речи. Он возникает в большинстве случаев в детстве. Ребенок, переживший сильное эмоциональное потрясение, начинает заикаться. Почва для возникновения патологии – недостаточно развитая нервная система. Логоневроз сопровождается непроизвольным сокращением диафрагмы, мышц гортани, губ и языка.

При всех видах нарушений темпо ритмической организации речи пациенты испытывают дискомфорт и чувство собственной неполноценности.

Клинические симптомы и причины нарушения произношения

Причина речевых расстройств – в речевых центрах коры головного мозга(www.winstanews.ru)
Причина речевых расстройств – в речевых центрах коры головного мозга(www.winstanews.ru)

Брадилалия часто сопровождается медленным чтением, написанием, монотонностью голоса. Ребенок делает длинные паузы между словами и звуками. Фонетические элементы создаются правильно, но замещают один другого медленнее, чем обычно. Голос однотипный, теряет эмоциональный окрас, иногда имеет носовой оттенок. Преобладание процессов торможения влечет за собой нарушение общей моторики. Движения хаотичные, неполные, вялые, с малой амплитудой. Лицо маскообразное. Переключение внимания между предметами медленное. Дети не способны выполнять инструкцию с первого раза, а только после нескольких повторений.

Причины тахилалии – патологическое ускорение процессов в речевых центрах головного мозга. Ученые установили связь ускоренной артикуляции с генетическим фактором. Признаки заболевания – ненормально быстрый темп произношения слов. Вместо 13-15 звуков в секунду выговаривается 25-30. В спешке человек запинается, переставляет слова местами, искажает предложения. Длинные словосочетания произносятся настолько несдержанно, что из речевого потока выпадают отдельные слоги. Возбуждение передается на движения. Дети быстро ходят, излишне активные, наблюдаются тики. Во время засыпания ворочаются, долго не могут уснуть. Течение мысли быстрее артикуляции. Пациенты с тахилалией избегают длинных фраз.

Спотыкание и заикание хоть и очень схожи между собой, но имеют кардинальные отличия. Анализ этих двух форм показывает, что при первой пациент не осознает свой недостаток, в отличие от второго. Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными аномалиями развития. Речь при этом носит поверхностный и абстрактный характер.

Обследование детей с речевыми расстройствами

Диагностика ведется комплексно. Она состоит из медицинского и педагогически-психологического обследования. При этом определяется функциональное состояние нервной системы, интеллекта и речи. У пациентов с брадилалией и тахилалией выясняют наличие психических расстройств. Имеют значение перенесенные в детстве травмы, инфекционные болезни, опухоли головного мозга. Опрос больного с нарушением темпо ритмической стороны речи ведется по следующим направлениям:

  • Данные о нарушениях артикуляции у родителей, наличие у них психических, хронических болезней.
  • Патология беременности и родов у матери.
  • Развитие речи в детском периоде. Значение имеет наличие повторений слогов, темп произношения. Влияние нарушений артикуляции на успешность в школе.
  • Обстановка внутри семьи.
  • Состояние общей и мелкой моторики. Самостоятельность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, координация.

По окончании диагностики составляется логопедическое заключение. В нем доктор указывает вид нарушения, степень его проявления (легкая, средняя или тяжелая). Определяется влияние болезни на личность ребенка и ее коммуникативные возможности. Зачастую логопеду тяжело отличить ускоренное произношение от заикания. Внешне артикуляция при обеих патологиях очень похожа. Различие определяется, когда ребенок обращает внимание на свою речь. При этом в первом случае она улучшается, во втором – наоборот.

Методики логопедической коррекции

Квест – метод коррекции нарушений темпа речи (www.detkie-prazdniki.zp.ua)
Квест – метод коррекции нарушений темпа речи (www.detkie-prazdniki.zp.ua)

Для устранения медленного темпа речи используют логопедические приемы, направленные на исполнение быстрых, целенаправленных движений в процессе артикуляции. Используются методики ускоренных речевых реакций, ритма писания и чтения. При тяжелой форме брадилалии необходимо нормализовать общую моторику. Логопед проводит упражнения на координацию, быстрое переключение внимания между объектами, восприятие и воспроизведение ритмов.

Нормализации нарушений темпо-ритмической организации речи при данном заболевании помогают занятия по логопедической ритмике. Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрствующую музыку (галоп, марш), что сопровождается подпрыгиваниями и приседаниями. Упражнения, которые активизируют внимание, воспитывают быструю реакцию на зрительные, слуховые раздражители. Хороший эффект дают двигательные игры: квесты и соревнования.

Логопедическую работу с подростками и взрослыми, страдающих тахилалией, рекомендуют проводить в несколько этапов. В таблице представлено основные этапы и их характеристика.

Первый этап

Режим молчания. Логопед знакомится с особенностями речи каждого пациента в условиях коллективного общения. Рекомендовано использовать минимальный набор фраз, который необходим для разговора. Эта методика снимает излишнюю нервную возбудимость, успокаивает учеников, сосредотачивает их на заданиях

Второй этап

Работа по усвоению медленного темпа начинается на материалах чтения и рассказа. Каждый урок начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50). Потом проводится индивидуальная и групповая работа. Главный элемент на этом этапе – связная речь. Пациенту предлагают делать все движения медленно

Третий этап

Корригирование произнесенных мыслей. Материал занятий: точный пересказ с заданными параметрами по длине и детализации. Используют упражнения на произношение различных редакций одной и той же фразы

Четвертый этап

Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая своего товарища, каждый ученик по очереди включается в беседу по команде логопеда. На этом этапе вводится чтение про себя. Оно оказывает дисциплинирующее влияние на устную речь ребенка

Пятый этап

Подготовка к публичному выступлению. Материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. Произнесенная речь записывается на диктофон и анализируется

Длительность курса составляет два с половиной – три месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуют продолжить занятия после паузы. В этом случае общее время коррекции – 4-6 месяцев.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним
** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям