Критерий психического развития ребенка - способность говорить. Как показывает практика, родители детей, у которых присутствует задержка речи, редко обращаются за помощью к врачу. Ребенка оправдывают тем, что это временное состояние, которое обязательно пройдет, ведь у знакомого сын тоже начал поздно говорить и ничего страшного не произошло. За редким исключением речевые расстройства не сопровождаются психическим дефектом и проходят сами по себе без специализированного вмешательства.
Содержание:
Что такое задержка речевого развития
Задержка речевого развития у детей (ЗРР) - нарушение формирования вербального общения у детей ранней и средней возрастных групп. Понятие включает в себя наличие дефектов или отсутствие характерных достижений в речевом развитии ребенка. Представленная патология характеризуется нарушением экспрессивной речи (отсутствие фраз к 2-му и логично связанных предложений к 3-му году жизни). ЗРР тесно связана с задержкой психо-речевого развития (ЗПРР), поэтому медики объединяют эти понятия. В дефектологии проблема детской коммуникации рассматривается с 2-4-х летнего возраста, после чего на помощь приходят логопеды. По статистике задержка речевого развития встречается в 5-10% детей, причем мальчики подвержены этому в 4 раза больше.
Ребенку с диагнозом ЗРР предоставляют в полном объеме медицинскую, педагогическую и психологическую помощь. Еще в родильном доме проходит оценка первого крика, нервной системы, реакции ребенка на словесное обращение к нему. Кроме того, такие дети нуждаются в консультации невролога, психиатра, логопеда, оториноларинголога, а также дефектолога.
Особенности формирования речи у детей
Каждый человеку подвержен онтогенезу, для которого характерно индивидуальное развитие в процессе жизни. Совершенствование малыша начинается с первых дней и включает в себя сложные процессы адаптации организма к внешней среде. Адекватное поведение ребенка - зеркало правильного умственного развития. Новорожденные дети, при возникновении голода сигнализируют об этом криком, плачем, таким образом выражая эмоции и привлекая внимание окружающих. Отсутствие такой реакции или наоборот, её чрезмерность в большинстве случаев свидетельствуют о проблеме.
До 1 года период в развитии ребенка называется доречевым или подготовительным. В этом промежутке времени присутствуют этапы гуления, лепета, лепетных и первых слов. Активный (произносимый) словарь годовалого ребенка составляет 10 слов с открытыми повторяющимися слогами, такими как: ма-ма, па-па, ба-ба.
Пассивный словарный запас в этом периоде равен 200 словам. Такое значительное превосходство сохраняется до полутора - двух лет, когда начинается «лексический взрыв». В этом периоде пассивный словарный резерв резко переходит в активный. К 2,5 годам ребёнком создаются фразы и предложения из 3-4 слов. В трех-четырех летнем возрасте словарный запас возрастает до 1500, что позволяет формировать грамматически правильные предложения, связанные по смыслу. Этот период позволяет логопеду составить характеристику речи у детей.
Постнатальный период включает в себя 3 критические фазы в 1-2, 3 и 6-7 лет. В это время даже незначительный негативный фактор способен привести к речевому отставанию. В первой фазе происходит созревание корковых речевых зон (Брока и Вернике), патология в котором нередко приводит к алалии. Второй период характеризуется проявлениями мутизма, заикания из-за интенсивного развития связной речи. В третьей фазе дети подвержены нарушениям нервной регуляции, вследствие чего возникает афазия. Такие периоды требуют пристального внимания за детьми.
Классификация задержки речевого развития
Задержка развития речи возникает из-за двух основных причин: органической (биологической) и социальной. Первая подразумевает наличие патологического фактора внутри организма, приводящего к нарушению общения. Задержка речи при этом объясняется локализацией проблемы, как в нервной системе, так и в самом речевом аппарате. Биологическая причина в некоторых случаях имеет характер минимальной мозговой патологии, а именно подкорковых структур. В такой ситуации речевой дефект легче исправить, нежели при тяжелом органическом поражении.
О социальной задержке говорят, когда существует проблема вне организма, а именно в окружении. Такое состояние возникает на фоне нормальных, соответствующих возрасту умственных способностей ребенка без какой-либо патологии. Появлению задержки речевого развития способствуют, в первую очередь, окружение малыша и особенности общения родителей. В таком случае проблема носит воспитательный характер, которой занимаются педагоги, логопеды и дефектологи.
Механизм патологического действия в зависимости от причин
Органическая |
Социальная |
Патологическое течение родов считается одной из главных причин задержки речевого развития. Состояние сопровождаются гипоксией, изменениями на ЭЭГ (электроэнцефалографии), асфиксией плода, то есть кислородным голоданием головного мозга. В результате происходит негативное влияние на нервную систему |
Гиперопека. В таком случае ребенок, сначала не успевает, а потом и не стремиться принять собственное решение. За него это делают родители, повторяя по нескольку раз, одно и то же изо дня в день |
Родовая травма. Детей с задержкой речевого развития нередко сопровождает отягощенный акушерский анамнез. Несоответствие размеров таза и плода, патологическое предлежание, гипертонус матки или ятрогения способствует возникновению травмы в родах |
Патологическое запугивание. Причиной проблемы в такой ситуации послужит страх сказать или сделать что-то неправильно. Возникает при недостаточной самооценке родителей, которые исправляя ребенка, самовыражаются |
Недоношенность. В норме разрешение беременности происходит на 38-42 неделе беременности. Преждевременное рождение ребенка лишает его комфортных условий для завершения развития организма, в том числе и нервной системы |
Чрезмерный поток информации. Дети в раннем возрасте не способны усвоить всю поступающую информацию. У ребенка, если он сильно загружен занятиями, дополнительными уроками, вскоре появятся проблемы с речью |
Инфекционные процессы во время беременности и в постнатальный период. Для ребенка, до его рождения, опасными являются TORCH-заболевания. После родов - инфекции нервной системы (энцефалиты, менингиты). Описанные заболевания деструктивно влияют на головной мозг, нарушая его синапсы и нервную передачу импульса, что проявляется в задержке развития речи у маленьких детей |
Билингвизм. В семье, где родители разноязычные, процесс речевого развития запаздывает |
Травмы. Категория включает в себя повреждения головного мозга и речевого аппарата. Тяжесть поражения оценивают на ЭЭГ, магнитно-резонансной томографии (МРТ) |
|
Аутизм. Психическое заболевание, вызванное нарушением развития головного мозга, характеризующееся социальной дезадаптацией ребенка |
|
Нарушения слуха. Адекватное развитие речи невозможно при патологии слухового аппарата |
|
Диагностика задержки речевого развития
Оценивать речь у ребенка начинают уже в первые месяцы жизни. Чтобы не пропустить ранний период заболевания, врач использует следующие методы диагностики:
- Динамический осмотр пациента. Периодическое наблюдение за состоянием ребенка в родильном доме и после выписки домой, с помощью патронажа проводится лечащим врачом. Это осуществляется для ранних выявлений патологических изменений в организме. Например, отсутствие или слабый первый крик уже заставляет задуматься о проблеме нервной системы. После выписки осмотром занимается педиатр, ведет записи в дневнике, контролирует речевое развитие.
- Анамнез (информация о прошлых событиях в жизни), тщательно собранные данные позволяют предположить вероятный диагноз сузить и правильно направить дальнейшую диагностику.
- Инструментальное обследование. Для оценки нервной регуляции используют ЭЭГ, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое обследование сосудов. УЗ-диагностика определяет наличие структурных изменений, патологического очага в сосудах, оценивает качество кровотока в участках мозга. Магнитно-резонансная томография проводится в целях обнаружения органической патологии, например, опухоль, гематома, воспаление и т.д. Электроэнцефалография - первостепенный метод диагностики при наличии симптомов речевой задержки. ЭЭГ определяет изменения биоэлектрических потенциалов всего головного мозга, таким образом, устанавливают причину патологии.
- Психологическое тестирование, используют для оценки душевного состояния ребенка, а также для дифференциальной диагностики.
Важно! Раннее обращение к врачу, при наличии подозрений, не только поможет правильно установить причину, но и эффективно провести курс лечения при задержке речевого развития
Лечение и профилактика
Задержка речевого развития требует комплексного подхода, с участием логопеда, психолога, невролога и родителей. Кроме того, детям с представленной проблемой показаны инструментальный (микротоковую рефлексотерапию) и медикаментозный метод лечения. Дети с аутизмом занимаются по специальной программе, например, «ABA-терапия».
Микротоковая рефлексотерапия - инструментальный метод терапии. На отдельные участки мозга, в том числе на речевые, подается сверхмалый электрический импульс. Такое воздействие положительно сказывается на точках воздействия, возбуждая их и улучшая нервную передачу. Также существенно улучшаются показатели ЭЭГ.
Медикаментозная терапия применяется после проведения инструментальных методов обследования. Лечение задержки речевого развития в таком случае назначается в зависимости от диагноза, возраста и степени запущенности патологии.
Многие родители задаются вопросом «что делать, если есть задержка речевого развития, при отсутствии проблем со здоровьем?». В таком случае все силы нужно направить на воспитание себя и ребенка. Проводить для детей занятия с логопедом, дефектологом, на дому, больше уделять времени общению и прогулкам.
Профилактика заключается в предупреждении внутриутробной инфекции, родовой травмы. После рождения - систематический, но не чрезмерный контакт с ребенком, а самое главное - это комфортная атмосфера в семье.
Добавить комментарий