Задержка речевого развития у ребенка

Критерий психического развития ребенка - способность говорить. Как показывает практика, родители детей, у которых присутствует задержка речи, редко обращаются за помощью к врачу. Ребенка оправдывают тем, что это временное состояние, которое обязательно пройдет, ведь у знакомого сын тоже начал поздно говорить и ничего страшного не произошло. За редким исключением речевые расстройства не сопровождаются психическим дефектом и проходят сами по себе без специализированного вмешательства.

Что такое задержка речевого развития

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) - нарушение формирования вербального общения у детей ранней и средней возрастных групп. Понятие включает в себя наличие дефектов или отсутствие характерных достижений в речевом развитии ребенка. Представленная патология характеризуется нарушением экспрессивной речи (отсутствие фраз к 2-му и логично связанных предложений к 3-му году жизни). ЗРР тесно связана с задержкой психо-речевого развития (ЗПРР), поэтому медики объединяют эти понятия. В дефектологии проблема детской коммуникации рассматривается с 2-4-х летнего возраста, после чего на помощь приходят логопеды. По статистике задержка речевого развития встречается в 5-10% детей, причем мальчики подвержены этому в 4 раза больше.

Ребенку с диагнозом ЗРР предоставляют в полном объеме медицинскую, педагогическую и психологическую помощь. Еще в родильном доме проходит оценка первого крика, нервной системы, реакции ребенка на словесное обращение к нему. Кроме того, такие дети нуждаются в консультации невролога, психиатра, логопеда, оториноларинголога, а также дефектолога.

Особенности формирования речи у детей

Каждый человеку подвержен онтогенезу, для которого характерно индивидуальное развитие в процессе жизни. Совершенствование малыша начинается с первых дней и включает в себя сложные процессы адаптации организма к внешней среде. Адекватное поведение ребенка - зеркало правильного умственного развития. Новорожденные дети, при возникновении голода сигнализируют об этом криком, плачем, таким образом выражая эмоции и привлекая внимание окружающих. Отсутствие такой реакции или наоборот, её чрезмерность в большинстве случаев свидетельствуют о проблеме.

До 1 года период в развитии ребенка называется доречевым или подготовительным. В этом промежутке времени присутствуют этапы гуления, лепета, лепетных и первых слов. Активный (произносимый) словарь годовалого ребенка составляет 10 слов с открытыми повторяющимися слогами, такими как: ма-ма, па-па, ба-ба.

Пассивный словарный запас в этом периоде равен 200 словам. Такое значительное превосходство сохраняется до полутора - двух лет, когда начинается «лексический взрыв». В этом периоде пассивный словарный резерв резко переходит в активный. К 2,5 годам ребёнком создаются фразы и предложения из 3-4 слов. В трех-четырех летнем возрасте словарный запас возрастает до 1500, что позволяет формировать грамматически правильные предложения, связанные по смыслу. Этот период позволяет логопеду составить характеристику речи у детей.

Постнатальный период включает в себя 3 критические фазы в 1-2, 3 и 6-7 лет. В это время даже незначительный негативный фактор способен привести к речевому отставанию. В первой фазе происходит созревание корковых речевых зон (Брока и Вернике), патология в котором нередко приводит к алалии. Второй период характеризуется проявлениями мутизма, заикания из-за интенсивного развития связной речи. В третьей фазе дети подвержены нарушениям нервной регуляции, вследствие чего возникает афазия. Такие периоды требуют пристального внимания за детьми.

Классификация задержки речевого развития

Задержка развития речи возникает из-за двух основных причин: органической (биологической) и социальной. Первая подразумевает наличие патологического фактора внутри организма, приводящего к нарушению общения. Задержка речи при этом объясняется локализацией проблемы, как в нервной системе, так и в самом речевом аппарате. Биологическая причина в некоторых случаях имеет характер минимальной мозговой патологии, а именно подкорковых структур. В такой ситуации речевой дефект легче исправить, нежели при тяжелом органическом поражении.

О социальной задержке говорят, когда существует проблема вне организма, а именно в окружении. Такое состояние возникает на фоне нормальных, соответствующих возрасту умственных способностей ребенка без какой-либо патологии. Появлению задержки речевого развития способствуют, в первую очередь, окружение малыша и особенности общения родителей. В таком случае проблема носит воспитательный характер, которой занимаются педагоги, логопеды и дефектологи.

Механизм патологического действия в зависимости от причин

Органическая

Социальная

Патологическое течение родов считается одной из главных причин задержки речевого развития. Состояние сопровождаются гипоксией, изменениями на ЭЭГ (электроэнцефалографии), асфиксией плода, то есть кислородным голоданием головного мозга. В результате происходит негативное влияние на нервную систему

Гиперопека. В таком случае ребенок, сначала не успевает, а потом и не стремиться принять собственное решение. За него это делают родители, повторяя по нескольку раз, одно и то же изо дня в день

Родовая травма. Детей с задержкой речевого развития нередко сопровождает отягощенный акушерский анамнез. Несоответствие размеров таза и плода, патологическое предлежание, гипертонус матки или ятрогения способствует возникновению травмы в родах

Патологическое запугивание. Причиной проблемы в такой ситуации послужит страх сказать или сделать что-то неправильно. Возникает при недостаточной самооценке родителей, которые исправляя ребенка, самовыражаются

Недоношенность. В норме разрешение беременности происходит на 38-42 неделе беременности. Преждевременное рождение ребенка лишает его комфортных условий для завершения развития организма, в том числе и нервной системы

Чрезмерный поток информации. Дети в раннем возрасте не способны усвоить всю поступающую информацию. У ребенка, если он сильно загружен занятиями, дополнительными уроками, вскоре появятся проблемы с речью

Инфекционные процессы во время беременности и в постнатальный период. Для ребенка, до его рождения, опасными являются TORCH-заболевания. После родов - инфекции нервной системы (энцефалиты, менингиты). Описанные заболевания деструктивно влияют на головной мозг, нарушая его синапсы и нервную передачу импульса, что проявляется в задержке развития речи у маленьких детей

Билингвизм. В семье, где родители разноязычные, процесс речевого развития запаздывает

Травмы. Категория включает в себя повреждения головного мозга и речевого аппарата. Тяжесть поражения оценивают на ЭЭГ, магнитно-резонансной томографии (МРТ)                                         

 

Аутизм. Психическое заболевание, вызванное нарушением развития головного мозга, характеризующееся социальной дезадаптацией ребенка

 

Нарушения слуха. Адекватное развитие речи невозможно при патологии слухового аппарата

 

Диагностика задержки речевого развития

Процедура проведения электроэнцефалографии во время умственной нагрузки (фото: www.ultramed-nn.ru)
Процедура проведения электроэнцефалографии во время умственной нагрузки (фото: www.ultramed-nn.ru)

Оценивать речь у ребенка начинают уже в первые месяцы жизни. Чтобы не пропустить ранний период заболевания, врач использует следующие методы диагностики:

  • Динамический осмотр пациента. Периодическое наблюдение за состоянием ребенка в родильном доме и после выписки домой, с помощью патронажа проводится лечащим врачом. Это осуществляется для ранних выявлений патологических изменений в организме. Например, отсутствие или слабый первый крик уже заставляет задуматься о проблеме нервной системы. После выписки осмотром занимается педиатр, ведет записи в дневнике, контролирует речевое развитие.
  • Анамнез (информация о прошлых событиях в жизни), тщательно собранные данные позволяют предположить вероятный диагноз сузить и правильно направить дальнейшую диагностику.
  • Инструментальное обследование. Для оценки нервной регуляции используют ЭЭГ, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое обследование сосудов. УЗ-диагностика определяет наличие структурных изменений, патологического очага в сосудах, оценивает качество кровотока в участках мозга. Магнитно-резонансная томография проводится в целях обнаружения органической патологии, например, опухоль, гематома, воспаление и т.д. Электроэнцефалография - первостепенный метод диагностики при наличии симптомов речевой задержки. ЭЭГ определяет изменения биоэлектрических потенциалов всего головного мозга, таким образом, устанавливают причину патологии.
  • Психологическое тестирование, используют для оценки душевного состояния ребенка, а также для дифференциальной диагностики.

Важно! Раннее обращение к врачу, при наличии подозрений, не только поможет правильно установить причину, но и эффективно провести курс лечения при задержке речевого развития

Лечение и профилактика

Занятие логопеда с ребенком (фото: www.vesnina-group.kharkov.ua)
Занятие логопеда с ребенком (фото: www.vesnina-group.kharkov.ua)

Задержка речевого развития требует комплексного подхода, с участием логопеда, психолога, невролога и родителей. Кроме того, детям с представленной проблемой показаны инструментальный (микротоковую рефлексотерапию) и медикаментозный метод лечения. Дети с аутизмом занимаются по специальной программе, например, «ABA-терапия».

Микротоковая рефлексотерапия - инструментальный метод терапии. На отдельные участки мозга, в том числе на речевые, подается сверхмалый электрический импульс. Такое воздействие положительно сказывается на точках воздействия, возбуждая их и улучшая нервную передачу. Также существенно улучшаются показатели ЭЭГ.

Медикаментозная терапия применяется после проведения инструментальных методов обследования. Лечение задержки речевого развития в таком случае назначается в зависимости от диагноза, возраста и степени запущенности патологии.

Многие родители задаются вопросом «что делать, если есть задержка речевого развития, при отсутствии проблем со здоровьем?». В таком случае все силы нужно направить на воспитание себя и ребенка. Проводить для детей занятия с логопедом, дефектологом, на дому, больше уделять времени общению и прогулкам.

Профилактика заключается в предупреждении внутриутробной инфекции, родовой травмы. После рождения - систематический, но не чрезмерный контакт с ребенком, а самое главное - это комфортная атмосфера в семье.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним
** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям