Задержка речевого развития у детей 3-х лет проявляется поздней способностью детей младше этого возраста к самостоятельной устной речи по сравнению с нормой для этого возраста. Задержка развития речи охватывает понятия качества экспрессивной речи ребенка и количественное недоразвитие словарного запаса. В результате задержки у ребенка не сформирована фразовая речь к 2-м годам и умение связывать слова в слоги к 3-м годам. Лечение такого состояния имеет три основных направления: медицинская, педагогическая и психологическая помощь.
Содержание:
Почему возникает задержка речевого развития у детей
Задержка речевого развития может возникать по трем причинам:
- Первая, отоларингологические заболевания, которые мешают ребенку нормально говорить и учиться устно проявлять свои мысли и желания.
- Также причиной запаздывания развития речи (ЗРР) у ребенка 3-х лет могут стать и другие тяжелые заболевания. Это могут быть органические поражения центральной нервной системы. Эти болезни часто могут сопровождаться общим отставанием развития малыша. Органические причины задержки речевого развития связаны с мозговой дисфункцией, а именно:
- Перинатальное поражение головного мозга.
- Внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах.
- Родовые травмы.
- Внутриутробные инфекции.
- Недоношенность или переношенность.
- Черепно-мозговая травма (ЧМТ).
- Гипотрофия.
- Неонатальные менингиты и энцефалиты.
- Частые или длительные заболевания раннего возраста.
- Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка.
- Третьей причиной задержки пассивного речевого развития (ЗПРР) может стать недостаточное внимание к воспитанию ребенка. Нужно постоянно работать с ребенком.
Если причина проблемы в воспитании, необходимо исправлять ошибки, целенаправленно работать с ребенком в домашних условиях и привлекать нужную квалифицированную помощь. Чем сильнее малыш отстал в развитии речи, тем сложнее будет наверстать упущенное. Развитие речи напрямую связано с качеством мышления, то есть ребенок, с хорошо развитой речью воспринимает мир не только с помощью зрения, слуха и осязания, но и способом словесного описания у себя в голове. Грамотно развитая речь помогает сформировать личность ребенка, мыслить, воспринимать окружающий мир.
Важно! Если причина задержки речи у ребенка – заболевание, необходимо обратиться к врачу для того, чтобы скорее начать его лечение
Как проявляется задержка речевого развития у детей 3-4-х лет
Чтобы правильно понимать, необходимо знать основные нормы развития речи у детей раннего возраста.
Этапы доречевого периода:
- Гуление (с 1,5-2 месяцев).
- Лепет (с четырех месяцев).
- Слова лепета (с 7-8,5 месяцев).
- Первые слова у детей (в 9-10 месяцев у девочек, 11-12 - у мальчиков).
- В 1 год в словаре ребенка около 10 слов, состоящих из складов.
- Примерно в 1,6-1,8 месяцев словарный запас становится активным. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом развитие протекает нормально.
- До двух лет в речи ребенка формируется фразовая речь.
- До 2,5 лет ребенок начинает строить предложения из 3-4 слов.
- В период с 3-х до 4-х лет ребенка формируется связной язык. Словарный запас растет от 400-700 слов в 3 года до 900-1200 слов в 4 года.
Признаки задержки речевого развития на разных стадиях языкового онтогенеза:
- Низкая активность гуления и лепета, беззвучность.
- Отсутствие реакции на звук в возрасте 1 года.
- Невозможность повторения чужих слов у ребенка при задержке речевого развития в 2 года.
- В 1,5-2 года на слух выполнять действия и указания родителей.
- Неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте двух лет.
- К трем годам полное отсутствие собственной речи.
- Преимущественное использование ребенком мимики или жестов.
Варианты диагностики задержки развития речи
Чтобы диагностировать задержку речевого развития у ребенка 3-х лет нужно проконсультироваться с комиссией специалистов. Заключение предоставляют педиатр, детский невролог, детский отоларинголог, детский психиатр и психолог, логопед.
- Педиатр оценивает соматический статус, предварительно определяет возможные причин задержки речевого развития и направляет ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Неврологический осмотр (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы) необходим для выявления органических поражений головного мозга.
- Посещение детского отоларинголога проводится для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедические исследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключение медицинских специалистов, моторного развития детей.
- Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития (задержку речи необходимо отличать от аутизма, мутизма, олигофрении) используются:
- денверский тест психомоторного развития;
- шкала Гриффитс (психомоторного развития);
- шкала раннего речевого развития;
- шкала Бейли.
Помощь при задержке речи у ребенка
Речевое развитие ребенка необходимо формировать, не полагаясь на заложенные в нем данные. Если есть задержка развития речи у детей 3-4-хлет, назначается специальное лечение. Для этого следует проводить специальные упражнения. Они связаны с развитием мелкой моторики, правильного дыхания и постановки речи. Упражнения с малышом нужно проводить регулярно, ненавязчиво, в игровой форме. Если в основе задержки речевого развития у детей 2-3-х лет лежит дисфункция мозга, назначается детским неврологом:
- Прием ноотропных препаратов.
- Массаж.
- Транскраниальная микрополяризации.
- Магнитотерапия.
- Электрорефлексотерапия.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детей с задержкой речевого развития, необходимы занятия с логопедом и детским психологом. Эти занятия при задержке речи у ребенка 3-х лет можно проводить как лечение в домашних условиях. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковых и подвижных игр, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные языковые игры и упражнения). Следовать рекомендациям лечащего врача.
Совет врача! Лечение при задержке речи у ребенка с двух до пяти лет должно быть систематическим и проводиться под наблюдением врача
Профилактика задержки развития речи у детей
№п/п |
Профилактика |
1 |
Будущим мамам рекомендуется чаще разговаривать с малышом еще до его появления, так как еще до рождения в утробе матери ребенок слышит все внешние звуки и четко реагирует, особенно на голос матери |
2 |
Речь мамы должна быть ясной, с четко произносимыми звуками и словами. Нежелательно говорить с ребенком не искажая слова уменьшительно-ласкательным способом. Воспринимая четкие звуки, вскоре малыш научится воспроизводить их правильно |
3 |
С самых первых дней жизни малыша необходимо делать массаж тела, лица, стоп и ладоней. Во время массажа особое внимание необходимо уделять ладошкам и пальчикам малыша. Надо хорошо массировать каждый пальчик, при этом улыбаться и разговаривать с ребенком |
4 |
Для лучшего развития мелкой моторики и изучения малышом предметов в игре необходимо использовать вещи разной фактуры и формы. Существуют специальные игровые коврики с подвешенными на них предметами разной формы |
5 |
Ближе к году с малышом можно начинать проводить гимнастику артикуляции: растяжение губ в улыбку, сжатия губ в трубочку, открывание и закрывание рта. Такие упражнения для развития речи ребенка в 1 и 2 года тоже будут очень полезны |
Важно! Немедленно обращайтесь к врачу, если не знаете, что именно делать, при возникновении новых симптомов, не наблюдавшихся у ребенка ранее
Добавить комментарий