Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, голосовые связки, головной мозг. Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры. Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.
Содержание:
- Как проходит нормальное речевое развитие ребенка
- Причины развития речевых расстройств у детей
- Виды нарушений речи у детей и их проявления
- Тяжелые расстройства речи у детей
- Особенности детей с расстройствами речи
- Когда нужно обращаться к специалисту
- Методы коррекции речевых расстройств у детей
- Профилактика речевых расстройств в детском возрасте
Как проходит нормальное речевое развитие ребенка
Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:
- 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
- 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
- 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову – «му-му».
- 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно - это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
- 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».
Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.
Причины развития речевых расстройств у детей
Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:
- Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
- Травмы во время родов.
- Отягощенная наследственность – родственники страдали речевыми нарушениями.
- Вредные привычки матери в период беременности.
- Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
- Асфиксия новорожденного – кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
- Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
- Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
- Инфекции нервной системы – менингит, энцефалит.
- Ушибы головного мозга вследствие травм.
Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.
Виды нарушений речи у детей и их проявления
Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:
- Дисфония – проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
- Брадилалия – замедленное воспроизведение звуков и слов.
- Тахилалия – ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
- Заикание – связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
- Дислалия – нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
- Ринолалия (гнусавость) – ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
- Дизартрия – связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, голосовых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.
Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.
Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат
Тяжелые расстройства речи у детей
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение. Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР). Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:
- Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
- Афазия Брока – расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
- Афазия Вернике – в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
- Алалия – полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
- Дизартрия – нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.
При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами. Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми. Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.
Особенности детей с расстройствами речи
Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:
- Плохая память.
- Забывчивость.
- Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
- Невнимательность.
- Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
- Частые головные боли.
- Головокружения на уроках.
- Нередко встречается резкая смена настроения.
- Вспыльчивость.
- Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
- Высокая двигательная активность.
- Неусидчивость на уроках.
- Игнорирование замечаний учителя.
Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях – на приемах у логопеда.
Когда нужно обращаться к специалисту
Главное правило, которое обязаны помнить родители – постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:
- Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
- Вовсе не издает звуков.
- В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
- Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
- Не произносит легких предложений после 2-х лет.
- Заикается.
- Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
- Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
- Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
- Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.
Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии
Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.
Методы коррекции речевых расстройств у детей
Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:
- Артикуляционные занятия – деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
- Тренировка мышечного аппарата – воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
- Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
- Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.
Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.
Профилактика речевых расстройств в детском возрасте
Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте. Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки. Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:
- Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
- Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
- Не прерывать малыша, когда он говорит.
- Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
- Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
- Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
- Не говорить нецензурных слов.
- Играть в развивающие игры.
- Учить ребенка буквам с года или ранее.
Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком – самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.
Добавить комментарий