Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Речь существенно облегчает жизнь человека, помогает правильно выражать свои мысли и описывать действия. Фонетическое нарушение речи – расстройство, которое часто встречается у детей в детском саду. Правильная постановка и произношение всех звуков - важная составляющая, без которой ребенок не может учиться в школе. У дошкольников фонетико-фонематическое недоразвитие речи – фактор риска развития нарушений чтения и письма.

Классификация и причины расстройства

На качество звукового анализа значительно влияет уровень развития фонематического слуха. Тяжесть речевых нарушений проявляется в различной степени. Фонетическое недоразвитие у дошкольников имеет два типа:

  • врожденный – нарушения возникают во время формирования слухового аппарата и звукопроводящей системы;
  • приобретенный – в процессе жизнедеятельности, под влиянием внешних факторов.

Проблема имеет наиболее сильную степень проявления, если возникла вследствие нарушений в организме женщины в первые месяцы беременности. Фонематическое недоразвитие речи возникает в таких случаях:

  • асфиксии плода;
  • травмы во время родов;
  • внутричерепных кровоизлияний;
  • гормональных нарушениях в организме матери;
  • резус-конфликте.

Важно! В этом случае весомую роль играет раннее определение симптомов заболевания и своевременная консультация специалиста

В таблице представлено разделение ФФНР на степени в зависимости от тяжести нарушений.

Степень

Симптомы

Легкая

Ребенок не отличает и не выговаривает только некоторые, очень сложные фонемы или их сочетание

Средняя

Отличается от первой количеством звукосочетаний, которые нельзя произнести. Характерно наличие специфических ошибок при чтении и письме

Тяжелая

Несвязное произношение с нарушенными слогами. Окружающие едва понимают смысл

В равной степени с нарушением речи у детей страдает их социальная адаптация.

Диагностика

Обследование ребенка ЛОР-врачом (www.loronline.ru)
Обследование ребенка ЛОР-врачом (www.loronline.ru)

Фонетическое недоразвитие речи у детей нельзя оставлять без лечения. Эта проблема достаточно сложная, и относится к ней надо серьезно.

Каждому пациенту заводится особая речевая карта, в которой специалисты делают отметки о беременности его матери, течении родов и адаптации на протяжении первых месяцев. Логопед проводит специальные тесты, которые определяют, какие именно дефекты звукопроизношения есть у ребенка. Заканчивается обследование диагностикой словарного запаса пациента, выявлением специфических ошибок при письме.

Лечение заболевания

Логопед проводит коррекцию заикания (www.iriska.cv.ua)
Логопед проводит коррекцию заикания (www.iriska.cv.ua)

Заболевание, при котором необходима особенная коррекция – это фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Детей раннего возраста определяют в специальную логопедическую группу. Исправление происходит в несколько этапов:

  • Первый – закрепление тех звуков, которые дети изначально произносят правильно (твердых, мягких, гласных). Коррекция происходит только в игровой форме.
  • Второй. На этом этапе имеет значение артикуляция гласных звуков. Именно они определяют плавность и красоту речи в целом.
  • Третий этап характеризуется тем, что ребенок учится понимать значение слогов и слов. Он синтезирует речь путем перестановки букв («Маша» - «каша», «мак» - «лак»).

Физические упражнения способствуют установке правильного дыхания у малышей. Дыхательная гимнастика синхронизирует работу мышц мягкого неба, языка, губ. Учеными установлено, что в головном мозге есть несколько различных структур, которые отвечают за правильность речи человека. Имеется взаимосвязь между мелкой моторикой рук и работой «звуковых» мышц.

Артикуляционная гимнастика относится к упражнениям, направленным на развитие осознанных движений языка и челюсти. Она исправляет недоразвитие речи у дошкольников. Это формирует правильный уклад для произношения звука. Перед началом надо объяснить пациенту упражнение и продемонстрировать его исполнение.

Как предупредить нарушение речи у ребенка

Недоразвитие речи у дошкольников можно предупредить правильной профилактикой. В каждой семье ребенок должен быть желанным и запланированным. Важную роль играет отсутствие осложнений во время вынашивания беременности и при самом родовом процессе.

Необходимо проводить социальную педагогическую работу с молодыми родителями. Формировать нормы речи следует относительно возраста ребенка. Распространенная ошибка – перегрузка запоминанием больших и непонятных слов, выучивание наизусть объемных стихотворений. Для своевременного развития речевого аппарата мать и окружение должны постоянно общаться с малышом, вызывая у него определенные реакции. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это не приговор, а функциональное состояние, которое можно и необходимо исправить.

Добавить комментарий

* Введите имя или псевдоним
** Ваш е-мейл конфиденциален и не будет доступен другим пользователям