В отличие от всех живых существ особым достоянием человека является речь. Благодаря ей развиваются мышление и память, формируются и совершенствуются психика и поведение, происходит становление личности.
Речь, которую человек использует для общения, называется экспрессивной или устной. Ее содержание, ритм, плавность и темп отражают специфику человеческой личности. Письменная – это вторая разновидность речи, имеющая свои особенности. Развитие её тесно связано с развитием и необходимой перестройкой речевого и мыслительного процессов. Существует еще речь «для себя и про себя» – это импрессивная или внутренняя речь, с которой неразрывно связаны память, мышление, восприятие, самосознание и регулирование поведения.
Содержание:
- Понятие нарушения речи
- Факторы, способствующие возникновению речевых расстройств
- Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- Психолого-педагогическая классификация
- Речевые расстройства у детей
- Особенности нарушений речи у взрослых
- Принципы диагностики и лечения речевых расстройств
- К каким специалистам следует обращаться при наличии дефекта речи
Понятие нарушения речи
Термин «нарушение речи» собирательный. Применяется он в тех случаях, когда у человека имеют место отклонения от речевой нормы, принятой в окружающей его языковой среде. Эти отклонения препятствуют речевому общению (полностью или частично) и ограничивают возможности социальной адаптации индивида.
ВАЖНО: Нарушение речи - расстройства речевой деятельности, идущие в разрез с речевой нормой в определенной языковой среде, затрудняющие общение и социальное взаимодействие
У взрослых речевое расстройство подразумевает распад уже сформированной речи, а у детей – нарушение ее нормального становления и развития в силу каких-то причин.
Специалисты обозначают эту патологию различными терминами: дефекты и недоразвитие речи, речевые отклонения. В качестве синонимов используются и такие понятия как расстройства речи, речевая патология и недостатки речи. Но они не всегда взаимозаменяемы.
Факторы, способствующие возникновению речевых расстройств
По сей день не утихают дискуссии на тему причин возникновения речевых нарушений и факторов, способствующих этому. При всем многообразии их принято условно делить на биологические и социально-психологические.
Биологические – это те неблагоприятные факторы, которые воздействуют на плод во время беременности и в процессе родов, а также на ребенка в течение первых лет его жизни. К ним относятся:
- внутриутробные инфекции плода;
- наследственные заболевания;
- болезни матери во время беременности;
- алкоголизм матери;
- родовая травма;
- недоношенность;
- радиоактивное облучение;
- частые ОРВИ у малыша в период с рождения до 3-х лет и др.
Под влиянием перечисленных факторов высока вероятность повреждения речевых отделов головного мозга, развития врожденных аномалий лицевого черепа и др. У взрослых к биологическим причинам возникновения дефектов речи относятся следующие заболевания:
- инсульты;
- черепно-мозговые травмы;
- опухоли головного мозга;
- болезни Альцгеймера и Хантингтона;
- рассеянный склероз;
- болезнь Паркинсона;
- отравление свинцом или угарным газом;
- алкогольная и наркотическая интоксикации и др.
Социально-психологические – это неблагоприятные факторы, источником которых является окружающая ребенка социальная среда. Отрицательно сказаться на речевом развитии могут различные стрессовые ситуации, неблагоприятные условия жизни, педагогическая запущенность, коверкание слов окружающими ребенка взрослыми, чересчур активная стимуляция развития речи и др.
Некоторые специалисты склонны выделять органические и функциональные причины возникновения дефектов речи. Действие первых приводит к изменениям нормальной анатомии центрального или периферического отдела речевого аппарата. Действие же вторых – к нарушению работы речевого аппарата, до этого функционирующего нормально. Органические причины тесно переплетаются с описанными выше биологическими, а функциональные – с социально-психологическими.
И все-таки разграничение причин на группы очень условно. Не исключено, что при некоторых нарушениях речи, кажущихся на первый взгляд функциональными, имеют место органические микроповреждения вещества головного мозга. Их просто не удается выявить при помощи современных методов исследования. Это подтверждает тот факт, что существующее длительно функциональное расстройство со временем может стать необратимым, то есть перейти в органическое.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
Принцип построения этой классификации – от общего к частному. Она нацелена на детализацию форм и видов речевых расстройств и на дифференцированный подход к коррекции каждого из них.
Согласно этой классификации все речевые расстройства делятся на 2 группы, описанные ниже.
Первая – нарушение устной речи, куда входят нарушения произношения, внешнего оформления высказывания:
- дисфония и афония;
- брадилалия;
- тахилалия;
- дислалия;
- заикание;
- ринолалия;
- дизартрия.
А также нарушения внутреннего оформления высказывания:
- афазия.
- алалия;
Вторая – нарушение письменной речи, куда входят расстройства чтения:
- алексия.
- дислексия;
А также расстройства письма:
- аграфия.
- дисграфия;
Психолого-педагогическая классификация
Эта классификация построена по противоположному принципу – от частного к общему. В ней выделены две формы расстройств речи с общими проявлениями.
Первая – нарушение средств общения:
- фонетико-фонологическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи (ОНР), которое может быть I, II, III или IV уровня.
Вторая – нарушение в применении средств общения:
- коммуникативные дефекты.
- заикание;
Благодаря этой классификации разработаны методы коллективной логопедической коррекции как педагогического процесса.
Эти две классификации охватывают одни и те же отклонения, но рассматривают их с разных точек зрения. Они не противоречат, а дополняют друг друга, и ориентированы на решение задач сложного и многогранного процесса коррекции речевых расстройств.
Речевые расстройства у детей
Речь – это одна из важных составляющих общего развития ребенка. Это самая совершенная форма общения, средство связи с окружающим миром. Речь является особой высшей психической функцией, ответственность за которую несет головной мозг. Для нормального развития речи необходимо, чтобы «созрела» кора головного мозга, был сохранен в норме слух и сформирован артикуляционный аппарат. И обязательное условие – наличие у ребенка с рождения полноценного речевого окружения. Для того чтобы заметить какие-то отклонения в развитии речи и вовремя забить тревогу, нужно знать основные этапы и важные показатели ее становления у ребенка в возрасте 1–6 лет.
Пристальное внимание следует обращать на развитие речи у детей, имеющих в анамнезе патологическое течение беременности у матери, отягощенную наследственность, поражение органа слуха, дисфункцию артикуляционного аппарата. На особом контроле должны быть дети, перенесшие тяжелые болезни в раннем возрасте, получающие неполноценное питание, ослабленные и отстающие в физическом развитии.
Специалистами предложена еще одна классификация расстройств речи у детей, в основу которой положены те нарушения, которые вызвали данные расстройства. Согласно этой классификации выделяют четыре группы речевых отклонений:
- Связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) (алалии, афазии, дизартрии).
- Связанные с функциональными нарушениями в работе ЦНС (мутизм и сурдомутизм, заикание).
- Связанные с дефектами строения речевого аппарата (ринолалия, механические дислалии).
- Различного происхождения (при педагогической запущенности, недоношенности и пр.).
Психолого-педагогические особенности детей с расстройствами речи
Дети, страдающие речевыми расстройствами, как правило, имеют функциональные или органические отклонения со стороны ЦНС. Это особое состояние ЦНС и обусловливает психолого-педагогические особенности таких детей, а именно:
- неустойчивость внимания;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
- плохая координация движений, в том числе кистей и пальцев рук;
- неуверенность в себе, сниженная мотивация;
- повышенная раздражительность, обидчивость, агрессивность;
- быстрая утомляемость;
- двигательная расторможенность;
- эмоциональная неустойчивость.
Эти особенности затрудняют социальную адаптацию ребенка с нарушением речи и нормальное общение его со сверстниками и взрослыми.
Особенности нарушений речи у взрослых
Причины развития речевых расстройств у взрослых могут быть органическими (укороченная подъязычная связка, массивный язык, отсутствие многих зубов, неправильный прикус, опухоль головного мозга, инсульт, черепно-мозговая травма и пр.) и функциональными (психическое и физическое переутомление, стрессовые ситуации и пр.). Тяжелые формы функциональных речевых расстройств так же сложно поддаются коррекции, как и органические.
Нарушения устной речи у взрослых при всем их многообразии можно разделить на несколько групп:
- дефекты произношения звуков (дизартрии, дислалии);
- дефекты голоса (дисфонии);
- дефекты темпоритмической составляющей (тахилалия, брадилалия, заикание).
Они могут быть как изолированными, так и комбинированными. Письменная речь чаще всего страдает при органической патологии ЦНС и функциональных ее расстройствах. Расстройство письменной речи носит название «аграфии».
Принципы диагностики и лечения речевых расстройств
Трудности диагностики и лечения речевых расстройств заключаются в том, что у различных нарушений речи может быть одна и та же причина. И наоборот, одно и то же расстройство речи может быть обусловлено абсолютно разными причинами. При исследовании речи человека просят повторять отдельные слова, предложения, сложные для произношения фразы. Предлагают назвать предметы, описать сюжет картины, пересказать текст. При помощи словесных инструкций к выполнению каких-либо действий, простых и сложных, изучают понимание речи. В некоторых случаях требуется неврологическое обследование.
Коррекция речевого расстройства у взрослого, как правило, подразумевает лечение вызвавшего его заболевания. Но этого бывает недостаточно и к лечению подключают тренировки всех систем организма, принимающих участие в формировании речи. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой отлично тренирует дыхательную систему. Специальные артикуляционные упражнения и массаж необходимы для восстановления нормальной работы органов речеобразования. Вместе с ними незаметно тренируется и центральная нервная система. Нормализуют мозговые процессы регулярные спортивные тренировки (бег, плавание, лыжи и др.). Помимо этого комплексное лечение подразумевает логопедическое, психотерапевтическое и медикаментозное воздействие. Решающими звеньями в коррекции нарушений речи у взрослого являются его активное участие в лечебном процессе, позитивный настрой и неустанная работа над своей речью.
Основой основ оказания помощи детям с нарушениями речи являются согласованная работа специалистов (логопедов, психологов, врачей, педагогов) и комплексный подход к решению проблемы. Достижение желаемых результатов невозможно без помощи родителей. Залогом успеха являются раннее выявление дефекта речи и своевременное начало коррекционных мероприятий.
Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, таковы:
- логопедическая работа;
- психолого-педагогические мероприятия;
- помощь психотерапевта ребенку и его семье;
- медикаментозное лечение.
Для оказания помощи детям, страдающим тяжелыми речевыми нарушениями, созданы и функционируют специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. Если ребенок с расстройством речи посещает обычный детский сад или школу, к нему должно быть особое внимание со стороны воспитателей и педагогов. Таким детям необходим специально организованный режим обучения с особой психологической поддержкой со стороны учителей.
К каким специалистам следует обращаться при наличии дефекта речи
Специалисты, способные помочь взрослым и детям с речевыми расстройствами – это:
Добавить комментарий