Речевое развитие – важный показатель развития ребенка в целом. Эта сфера определяет социальный уровень достижений малыша, его интересов, знаний, умений и навыков. Речь ребенка раннего возраста – своеобразное явление, которое очень трудно объективно оценивать. Однако, отсутствие в раннем возрасте характерного лепетания, бормотания и радующего бабушек и дедушек «дай» без любых других признаков нарушений может свидетельствовать о возникновении такой патологии, как темповая задержка речевого развития.
Содержание:
Что такое задержка речевого развития
О проблемах речевого развития родители начинают задумываться в возрасте ребенка трех лет, когда необходимо отправляться в детский сад, а малыш не разговаривает. Несмотря на все рекомендации и советы участкового педиатра по поводу наблюдения за развитием ребенка, чаще всего момент, когда стоит задуматься об отставании в развитии речи, упускается.
Задержкой речевого развития (ЗРР) называют явление, когда у детей нет нарушений функционирования связочно-мышечного аппарата, однако активность речи характеризуется отставанием от сверстников.
Диагноз «задержка речевого развития у детей» устанавливается в возрасте до 3-х лет при отсутствии минимального словарного запаса. Заключение должно предоставляться при совместном решении комиссии из логопеда, психолога и детского невролога.
Влияние речевого развития на последующее установление ребенка как личности, на активность психических процессов позволяет говорить о комплексном нарушении – задержке психоречевого развития (ЗПРР).
Варианты задержки развития речи
В зависимости от степени поражения речевого аппарата различают следующие виды отставания речевого развития у детей:
- Органический (биологический) связанный с поражением нервной ткани головного мозга. Чаще всего возникает вследствие перенесенной внутриутробной инфекции, частые заболевания, травмы, поствакцинальные осложнения.
- Сенсорный – появление данного варианта задержки речи связано с тугоухостью: ребенок не может говорить то, чего не слышит.
- Социально-педагогический (темповый) – самый простой вариант отставания. Замедление развитие возникает вследствие того, что у ребёнка не возникает потребности говорить.
Кроме того, выделяют дизартрию – нарушение формирования речи вследствие патологии аппарата артикуляции. Отсутствие очага возбуждения в головном мозге, снижение проведения импульса по нервно-мышечным соединениям приводят к недостаточному сокращению мышц голосовых связок и языка. Чаще всего патология возникает при детском церебральном параличе. Такие дети все слышат, понимают, пытаются сказать, однако слова получаются неразборчивыми.
Причины темповой задержки речевого развития
Отсутствие у ребенка мотивации к речи может быть обусловлено несколькими факторами:
- Недостаточное внимание родителей. Иными словами, у ребенка нет собеседника: взрослые не слушают и не понимают.
- Родительская гиперопека. Обратная сторона медали: в речи нет необходимости, когда все и так понимают, все дают, ни в чем не отказывают.
- Отсутствие примера. В современном мире шум от разговора людей отходит на задний план. Все чаще детьми «занимается» телевизор. Поэтому словарный запас такого ребенка не пополняется, он не понимает о чем идет речь и, если артикуляции сформированы, разговаривает исключительно фразами из мультика.
- Обстановка, где родители общаются на разных языках. Для малыша трудно изучить значения слов на одном языке, а если усложнять задачу с переводом на ещё один – возникает отставание.
Кроме того, психологический негативизм и обыкновенное «нежелание» разговаривать возникают вследствие излишних требований к ребёнку. Таких как повтори «агу-агу», скажи «мишка» и др.
Диагностика нарушения
Определить наличие темповой задержки речи можно с самого раннего возраста ребенка, полагаясь на основные периоды формирования речевого развития:
- Доречевой (2-8 месяцев): аномальное гуление, белькотание (повторение «па-па»), беззвучное кривляние и однозвучные возгласы.
- В возрасте 4-х месяцев отсутствует эмоциональная реакция на окружающие события: ребенок не смеется при виде игрушек, не плачет, когда мама уходит.
- 6 месяцев. Дети в этом периоде уже различают разницу в интонации сказанных фраз и пытаются повторить.
- В 1 год – при задержке речи отсутствует реакция на звук, зов мамы по имени.
- В возрасте 1,5 года – ребенок не произносит простейших слов, пытается повторять за другими (эхолалия).
- 2 года. В этом периоде дети уже пытаются составлять простые предложения, чаще всего из двух слов. Словарный запас ребенка без отставания формирования речи составляет 50-100 слов.
- В возрасте 3-х лет у малышей с ЗРР наблюдается нарушение произношения в такой степени, что даже родные не могут объяснить значения.
Приведенные признаки не являются ключевым моментом в постановке диагноза. Установить наличие задержки психоречевого развития у ребенка можно только по заключению трех специалистов в случае отсутствия органической патологии других органов и систем.
Эффективность ранней диагностики патологии обусловлена тем, что при значительном отставании речи ребенка в возрасте старше 4-х лет – позитивного результата от лечения достигают только 0,5% пациентов.
Дифференциальная диагностика задержки речевого развития
Нарушение формирования словарного запаса, речевой активности ребенка может возникать вследствие различных патологий. Для правильной постановки диагноза и подбора адекватного лечения необходимо определить генез нарушений.
Возможные причины ЗПРР представлены в таблице.
Заболевание |
Признаки |
Детский аутизм – заболевание неопределенного генеза, которое характеризуется дефицитом социальной активности и общения |
Резкое начало заболевания после периода нормального развития. Чаще всего в возрасте 2,5-3 года. Расстройство речевых навыков: повторение однотипных фраз, неправильное использование местоимений (до 6-летнего возраста могут называть себя в третьем лице). Манерность поведения. Нарушения сферы чувствительности (порог аномально повышен или снижен) |
Синдром Дауна – генетическое заболевание, обусловленное мутацией – трисомией по 21 паре хромосом |
Внешние признаки: косой разрез глаз, плоская переносица, широкий плоский язык, короткая шея. Врожденные патологии сердечно-сосудистой системы. Умственное отставание во всех сферах деятельности (медленное формирование навыков, речи, памяти и др.) |
Детский церебральный паралич – группа врожденных заболеваний, которая характеризуется нарушением движений, равновесия и положения тела |
В анамнезе – внутриутробная или перинатальная инфекция, родовая травма, заболевания матери во время беременности. Наличие нарушений интеллектуальной сферы. Формирование параличей и парезов (центрального спастического или периферического типа). Задержка речевого развития |
Для определения причины возникновения отставания речевого развития необходима консультация смежных специалистов. Например, сурдолога – для исключения патологии слухового анализатора, генетика – определить наследственность патологии.
Методы коррекции темповой задержки речи
Темповая задержка речи требует объединения нескольких вариантов лечения для достижения максимальной эффективности.
- Медикаментозное. Чаще всего применяются витамины и ноотропы (препараты, улучшающие деятельность нервной системы через воздействие на кровоснабжение головного мозга).
- Физиотерапия. Применяются методики магнитотерапии (доказано улучшение кровоснабжения мозговой ткани при воздействии слабого переменного магнитного поля) и электрорефлексотерапии (с помощью небольших электродов проводится электрическая стимуляция импульсами участков головного мозга, отвечающих за развитие речи).
- Альтернативные методы лечения: арт-терапия (рисование, лепка, вышивание), дельфино- и ипотерапия (проведения времени, общаясь с животными).
Важно! Назначение медикаментозных препаратов проводится исключительно врачом-неврологом
Кроме того, огромное значение имеют систематические занятия с логопедом и педагогом-корректологом для постановки правильной речи и установления должного уровня развития в соответствии с возрастом ребенка.
Лечение задержки речевого развития – сложная задача, которая во многом зависит от заинтересованности родителей и готовности уделять время на общение с ребенком. Однако ранняя диагностика и адекватное лечение позволяют детям до 6-летнего возраста полностью забыть о существовавшей проблеме.
Добавить комментарий