Для оценки нормального развития ребенка врачи пользуются следующими показателями: динамика роста и веса в грудном возрасте – держание головы, ползание, первые шаги и реакция на окружающих. Одним из важнейших аспектов социальной адаптации является речевое развитие. Родители часто говорят о том, что ребенок все понимает, но плохо выговаривает, или наоборот – хорошо выговаривает, однако не владеет необходимым количеством слов. В таких случаях говорят об отдельном симптоме задержки. Более трудным для диагностики и лечения является системное недоразвитие речи.
Содержание:
Системное недоразвитие речи
Важными составляющими речевого аппарата и развития речевой функции в целом считаются следующие элементы:
- Фонетика (от «phone»-звук) – правильность произношения отдельных звуков или групп. Обособленным нарушением данного компонента является «шепелявость», «картавость» и др.
- Грамматика. Ребенок, у которого нарушено развитие данного элемента не умеет правильно строить словосочетания и предложения: согласовывать числа, падежи, использовать предлоги.
- Лексика. Словарный запас - ещё один важный показатель речевых навыков ребенка. Для каждого возраста существуют определенные нормы количества слов, которыми дети этой группы активно пользуются. Для 1 года – 10 слов, для 2-х лет – 30-50 слов.
Нарушение речевого развития во всех сферах называется общим недоразвитием речи (ОНР). Для нарушения фонематических, лексических и грамматических навыков у детей с патологиями слухового анализатора или умственной отсталостью применяется термин системного недоразвития речи (СНР).
Причины развития СНР
Патологическое нарушение развития речевой функции ребенка может быть связано с такими состояниями:
- Заболевания матери во время беременности: системные инфекционные патологии, тяжелая пневмония, пиелонефрит, серьезные кровопотери.
- Гипоксия плода – состояние уменьшенного поступления кислорода в организм ребенка во внутриутробном периоде. Чаще всего гипоксия возникает вследствие патологии плаценты, резус-конфликта крови матери и ребенка или хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы беременной.
- Травмы ребенка во время родов или в первые годы жизни (до 3-х лет). Самой частой причиной является травматическое поражение головного мозга.
Кроме того, системное недоразвитие речи – это характерная патология для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями.
Признаки системного недоразвития речи
Поражение всех трех компонентов речевого развития у детей с умственной отсталостью сопровождается проявлениями, которые зависят от степени тяжести.
Характерные симптомы для каждой степени представлены в таблице:
Степень тяжести |
Отклонения в развитии речи |
Легкая |
Темп речи – нормальный, реже – ускоренный. Звукопроизношение: нормальное, иногда наблюдается нарушение звучания шипящих звуков. Плохое произношение и повторение сложных предложений или фраз. Нарушается понимание причинно-следственных связей, временного и пространственного отношения (например, «вчера поздно ночью»). Словарный запас сниженный, с трудом подбираются синонимы и антонимы к словам |
Средней тяжести |
Нарушается точность координации движений языка во время артикуляции. Чаще всего наблюдается монотонность интонации. Во время быстрого разговора нередки смешивания звуков или замена. Утруднено понимание скрытого и переносного смысла слов, сложноподчиненных предложений. Часто допускаются грамматические ошибки в формировании предложений. Пассивная речь: отвечает на вопросы, но не спрашивает. При пересказах часто пропускаются важные события, или искажается смысл. Бедный словарный запас (ребенок не знает названий многих вещей, с ошибками подбирает антонимы и синонимы). Частые ошибки в согласовании родов, чисел и падежей. Выраженная дисграфия и дислексия – нарушение письма и чтения из-за искаженного восприятия |
Тяжелая |
Грубые нарушения движений губ и языка. Темп речи медленный с монотонной интонацией и сниженной силой голоса. Речь нечеткая и невнятная (частые замены, смешения и искажения звуков в словах). Грубые нарушения звукового восприятия слов и фраз. Отсутствует дифференциация рода, падежа и числа имен существительных. Понимает только простые вопросы, просьбы и сравнения. Фразы простые, чаще всего из 3-4 слов, сопровождаются активной мимикой и жестами. В диалог вступает с трудом: вопросов не задает, отвечает с замедлением и невнятно. Словарный запас ограничен названиями предметов быта. Процесс словообразования не развит. Мелкая моторика рук – нарушена. Навыки чтения и письма на низком уровне или вовсе отсутствуют |
Постановка диагноза СНР проводится у детей старше 5-ти лет на основании заключения врачей – невролога, психолога и логопеда. В более раннем возрасте говорят о задержке речевого развития.
В случае поражения других сфер психической деятельности (интеллекта, памяти, эмоции и др.) устанавливается диагноз «задержки психического развития» (ЗПР).
Лечение системного нарушения развития речи
Коррекция речевых нарушений у детей с патологиями слуха и интеллекта проводится исключительно логопедами и психологами. Развитие навыков осуществляется с помощью ступенчатого перехода от образования зрительных ассоциаций (картинка-слово) до сложных процессов написания предложений.
Важно! Эффективность работы логопеда зависит от степени тяжести недоразвития и возраста ребенка (чем раньше диагностировано нарушение, тем лучшим будет результат)
Применяются специальные упражнения для разработки голосовых связок, моторики губ и языка. Кроме того, с целью общего воздействия на развитие ребенка часто используются сеансы ипотерапии (общение с лошадьми), арт-терапии (выражение мыслей ребенка на рисунках) и другие альтернативные методики.
Добавить комментарий